09.03.2016

Выборг

Удивительно всегда - возрождать в памяти то, что было несколько недель, месяцев, лет назад. Мне тем более удивительно, потому что нормальное моё состояние - потерянность во времени. Оно то замедляется и тащится не спеша, то начинает нестись по рельсам будней с невероятно бешенной скоростью. Честно говоря, я даже не помню, когда в последний раз реальное время совпадало с моим. Мне сейчас кажется, что Москва, Выборг, Санкт-Петербург, Ольхон, всё прошлое насыщенное лето случились много лет назад. Может, от слишком затяжной зимы. Но время вспомнить Выборг.



 Мне кажется, что в каждом относительно длительном путешествии, поездке просто необходимо выделять день-два на окрестности. В случае с СПб я сразу знала, что так и сделаю. В моих планах был Выборг и Кронштадт, но уже будучи здесь, в Петербурге, мне так жаль было даже одного часа вне его, что я решила отказаться от чего-то одного. Выбор пал на Кронштадт, интуиция направила в Выборг. Так что добрались мы в один прекрасный день до Финляндского вокзала и отправились в путь, встречая иногда финские названия станций.


  • Стоит только выйти за пределы вокзала, как Выборг обрушивется на тебя всей тяжестью своей средневековой европейской истории. Ноги как-то сами несут на набержную в сторону замка, виднеющегося издали.

 

Набережная Финского залива в Выборге мне, кстати, понравилась. Вообще я считаю, что набережная  - это одно из знаковых мест, способных раскрыть многое в характере любого города. Вот в Улан-Удэ есть две и обе отвратительнейшие, например. И в Новосибирске набержная Оби какая-то невразумительная. Выборг же в этом плане порадовал.

На пути к замку вдоль по набережной выходим на Рыночную площадь. Она расположена в старой части города, как и вообще вся архитектура, мощёные улочки и всё такое выдают ту историчность, с которой ассоциируется Выборг. На Рыночной площади есть Круглая башня - одна из сохранившихся боевых башен Выборгской крепости. Ирония в том, что теперь это ресторан. Сама площадь образована была в 19 веке, а вот Круглая башня - постройка аж 16 века. Начала 19 века тут здание Центрального рынка в стиле модерн и здание бывшего отделения Банка Финляндии.
 


  • Пока шли к этой башне в Выборге, познакомились с колоритным дедулечкой. Из тех сухоньких, расторопных и невероятно живых, кто совесткий рюкзак - за плечи и вперед к другим городам. Всё удивлялся, как это я одна из такой дали (сам он из Москвы) с ребёнком забралась в столицы. Мне всегда удивительно, что другим удивительно, что я по возможности везде таскаю с собой Кирилла) А ещё этот дедуля искренне восхищался огромностью страны нашей необъятной. "Это же так здорово!" - восклицал он почти по-детски. А я думала, как здорово в почтенном возрасте так восклицать.

Что может испытвать взрослый человек, впервые в своей жизни посетивший настоящий замок? Ну вот что? Только ахи, охи и вздохи, никаких других членораздельных звуков. Хорошо хоть один из нас был более адекватным. Конечно же, это была не я) Тем временем, ребёнок меня снова затащил на крышу.

А ещё в выборгском замке есть музей с разными экспозициями.
...Средневековья...

... времен Петра...

... финского быта начала 20 века...

... Великой Отечественной войны...

 ...Отдел природы, где кое-что даже можно потрогать...

...Отдел искусства, который в первую очередь поражает светлыми тонами после мрачных помещений весего остального.

Вообще одним из самых моих сильных желаний в этой поездке было посидеть на берегу Финского залива. Его кусочек мне удалось захватить именно в Выборге. Я вообще люблю наблюдать за водой, за её спокойной мощью, могу часами сидеть на берегу даже простой реки, слушать звуки, приводить себя к гармонии. С этого берега уходить не хотелось вообще.

Но время, к сожалению, не ждёт, а улица Крепостная манила к себе непреодолимо. Она в самом начале узкая, мощёная, тянется стержнем по исторической части города. Сначала попадаем на Ратушную площадь с пряничными домиками и памятником Торгильсу Кнутссону - основателю города.



Если честно, я сделала большую ошибку, что по Крепостной мы пошли от замка, а не наоборот. Спонтанность не всегда даёт хорошие результаты и, наверное, надо было изучить перед поездкой историю вопроса, тогда впечатления от Выборга не были бы такими смешанными. Крепостная крайне живописна. Но разруха, царящая здесь... иногда хотелось заплакать или наорать на местные власти, которые не пользуются колоссальным потенциалом улицы. Как, как можно так наплевательски относиться к такому наследию? тем более, что оно может приносить реальные доходы, если уж переходить на более понятный для чиновников уровень сознания.

Посреди Крепостной есть театральная площадь. На ней расположен собор - единственный лютеранский храм в Выборге, который дожил до наших дней. Ещё здесь есть памятник основателю финской письменности.

Чуть дальше - уже на Соборной площади - стоит Спасо-Преображенский собор, заложенный в 1780-х. Для меня эти цифты имеют значение всегда, если честно, когда я представляю, что зданию до чёртиков лет, его строили тогда, когда не то чтобы меня - моих прадедов ещё и в помине нет. Вот в Иркутске вчера сгорел деревянный дом - памятник, хотя с виду страшный и вообще ничем не примечательный. Но это был самый старый дом Иркутска. ДЕРЕВЯННЫЙ дом, который стоял 125 лет!!!


Дальше - на пересечении с Советской - стоит здание почтамта начала 20 века. На фасаде висит табличка со словом "почта" на двух языках. Говорят, что когда-то во дворе здания расстреляли сторонников финских красногвардейцев. Удивительно, что оно ипользуется по назначению и поныне - это для меня действительно стало  неожиданностью.

А вот дальше меня начала неприятно поражать какая-то... обычность, что ли. Хотя сейчас при пересмотре фотографий, не могу понять почему. Вроде и архитектура в этой части города тоже выразительна, и площадь есть, но я понмю, как мне хотелось вернуться обратно на вокзал, хотя времени был ещё вагон. Мы так и сделали - вернулись за час до электрички.

Вот таким остался Выборг в моей памяти. Даже немного жаль.

10 комментариев:

  1. Как нам понравился Выборг! Очень своеобразный город, необычный! Спасибо за красивые фото, ностальгия) Там ещё есть очень крутой парк Монрепо, делековато от крепости, но шикарный, выходит прямо на залив.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Вот. Пожалуй прилагательное "необычный" как нельзя лучше характеризует Выборг, да. Мне кажется, просто дело в том, что я от него ждала большего) Про Монрепо слышала, да, и очень желаею теперь, что до него мы не добрались. Но я сама тут сглупила, перед поездкой не выяснила, как до него добираться.

      Удалить
  2. Алёна, рада тебя снова видеть и слышать! Удивительно, как ты можешь писать о прошлых поездках и событиях, я совсем не могу, мне надо сразу все выплеснуть, пока переполняет, вот так вспоминать не люблю. Но в этом свое очарование, мне очень понравилось читать и смотреть. С непривычки улицы кажутся просто огромными, широкими, так много истории. Про неухоженность слишком грустно писать, но такая Россия. Так клёво, что Кирилл везде с тобой. Спасибо, Алёна, напиши, как твои дела.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Маша, да я тоже рада вас всех видеть снова, а то как-то правда совсем забросила и свой блог, и ваши( ни времени, ни сил. Мне же надо куда-то выкладывать гигабайты фоток, вот я и научилась нагонять прошлые впечатления))) В Выборге скорее не неухоженность даже, а скорее разруха. Это печально.

      Кириллу деваться некуда с корабля, несчастному ребёнку)) У меня всё хорошо, всё, как надо, Маша, спасибо, что тебе это важно)

      Удалить
  3. Алена, рада тебя читать)
    Я вот тож бы не смогла вспоминать, писать почти год спустя))) мне как Маше-сразу надо выплеснуть))
    Мои студенты часто быват в Выборге, я тоже хотела бы там побывать, но у нас это немного болезненный вопрос- дедушка Каре бежал оттуда, оставив все нажитое, там родилась тетя Каре. Незадолго до смерти делушки они туда все ездили.
    ХарАктерный город, много о нем слышала именно таких впечатлений, которые описала ты.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. А я рада написать)) это пост, если честно, месяца три ваялся. Теперь не знаю, как к Москве приступить и стоит ли её вообще трогать.

      У Выборга определённо есть своё запоминающиеся лицо, Ксюш, это да. Его просто так не забудешь, там реально история сквозит из всех щелей. И, кстати, мысли о судьбах, связанных с этим городом, сами собой приходят.

      Удалить
  4. красотища-то какая, Алёна! Доеду я всё-таки до Выборга, сто процентов! Возвращайся к нам почащеееее!!! Как у тебя дела?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Эх, Алён, как только мы доживём до тех времён, когда авиабилеты будут доступны простым смертным...)Всё хорошо, работа, ребёнок, записанный в школу, немного личной жизни, бесконечное осознание себя и своего места в этом мире. Всё как надо)

      Удалить
  5. Какая замечательная прогулка!))) красивый город.. На секунду показалось, что "фото с крыши" - киевский подол)))
    Молодец, что с Кириллом везде ездите! Жаль, что многих это удивляет:)
    Спасибо за рассказ, было интересно очень!)))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Женя, согласись, вообще странно не брать с собой ребёнка куда-то? у меня перед разными поездками всегда встает вопрос: а могу ли я взять его с собой? просто хочется показать ему как можно больше. Может, от того что мне не сильно много показывали в детстве, может, потом что очень скоро настанет момент, когда он неизбежно будет говорить: мама, да мне с тобой неинтересно))

      Удалить