18.09.2015

Добрый Черский

Это была самая безумная затея в моей жизни. Теперь я хочу, чтобы таких затей было больше.

А всё началось ещё год назад. Год назад мы с Олей задумали этот поход на самую высокую точку Комаринского хребта Хамар-Дабана. О чём мы вообще думали? О том, что пойдём на три дня на июньских праздниках. Потом умные люди нам посоветовали в эти дни туда не соваться: в горах ещё холодно, снег, скользко. Потому мы решили идти в августе. Вдвоём. О чём мы вообще думали? Хорошо, что с нами пошли трое мужчин в итоге.

Уж сколько раз я бывала в Слюдянке и окрестностях, всегда меня манил своей белизной издалека заброшенный мраморный карьер. И таки я до него добралась. Пожалуй, это было одно из самых сильных впечатлений по пути на Черского. Сидишь на кусках мрамора, будто муравьишка в сахарнице. Мелкие камушки, кстати, действительно, похожи на кусочки сахара) Лежат теперь на моём подоконнике, поблескивают на солнышке.
Готовая обложка на музыкальный альбом)

Идти на Черского с рюкзаком за плечами, постоянно в гору сложно. Но красиво. Чуть ли не через каждый метр хочется останавливаться и фотографировать, и фотографировать. Неиспорченная живая природа, ручьи со склонов, шум горной реки, вековые сосны. Кстати, в день нашего подъёма многие сбегали) Буквально. Тут каждый год проходят соревнования по скайрайнингу - забегу на пик Черского. К моменту нашего прибытия спортсмены уже спускались (как, КАК они бежали наверх?) Если вы думаете, что участие принимают исключительно легкоатлетичные красавцы и красавицы, то сильно ошибаетесь. Дети тоже бегут. Самому младшему - пять. А ещё беременные бегают. В гору. Да. И региональные экс-министры спорта. А действующие министры-олимпийцы наглым образом слились.
Как в мультике!
Слюдянку пересекает 13 мостов. Иногда можно ошибиться и выйти не туда. Может получиться так: вот ты идёшь и идёшь по широкой тропе, не замечаешь ленточек и указателей, пропускаешь поворот на едва заметную тропиночку и в итоге оказываешь на берегу реки, бурный поток которой преодолеть возможно, но крайне опасно. Это всего лишь значит, что нужно повернуть назад, пройти пару шагов и найти мостик. Он обязательно есть - в той или другой стороне. Наверное, этого те две девочки из Выборга, которые пошли на пик за неделю до нас, в дождь, не знали. Обеих смыло, что естественно. Одна утонула.

Где-то через полтора часа пути есть кафе-турбаза, где можно  отдохнуть, поесть, остановиться перед основным броском вверх. До сюда же от Слюдянки можно заказать заброску на УАЗике, и обратно до Слюдянки тоже. Стоит две тысячи со всех. Уже на обратном пути я имела счастье видеть, как эта зверь-машина проходит непроходимые места. Что и говорить. Русский джип-внедорожник, один из лучших представителей отечественного автопрома, хотя и неказист с виду.

Кстати, именно в этот раз я поняла одну простую вещь: люди, считающие, что Россия состоит из одного непроходимого, невежливого быдла, никогда не ходили в походы. Никогда. Потому что где как ни здесь каждый незнакомец с тобой здоровается с улыбкой и готов помочь чем-то. Это верно и для скальников, куда мы ходили, и ледовой дороге, и Ольхона, и всего. На Черского ещё и подбадривают поднимающихся те, кто спускается. И общение тут простое и непринуждённое. Потому что "неправильные" в такие места не ходят.

Не знаю, почему, но мы, девочки, постоянно обгоняли наших попутчиков, уходили вперёд и ждали их. Шли резво, хотя местами было откровенно тяжело. От кафе начинается конкретный подъём, равнинных мест почти нет.Периодически в голове возникала мысль: "Какого чёрта мы  пошли. Ещё не поздно развернуться". Но это были минуты слабости, мозг быстро затыкал эти мысли и напоминал: есть цель -добейся. Это была как проверка на прочность, вшивость: а сможешь ли? Это урок для обычной жизни: не останавливаться, преодолевать страх, даже сквозь слёзы, потому что награда будет достойной.

Но природа тут, боги языческие, словами не передать, в фотографиях не отразить. Идёшь и глазам своим поверить не можешь, что это всё существует.  Речка, кстати, очень спасает: и умыться, и воды попить. У нас с собой было 4,5 литра бутилированной, плюс по парочки полулитровых бутылок. Полуторалитровые берегли до самого Пика Черского, там уже источников воды нет, только колодец на метеостанции. А вот поллитровые наполняли из чистой горной речки, направляющей свои бурные воды в Байкал. Я, кстати, как фанат обычной воды, могу сказать, что тут она очень вкусная (у воды есть вкус, попробуйте неделю пить только её, сразу ощутите).
Встреча родителя первоклассника и родителя будущего первоклассника. Серьёзные вещи обсуждаем, между прочим))
Телеинформ на выгуле)

Вообще-то лес на Хамар-Дабане - это не просто лесочек, где можно прогуливаться. Тут бродят дикие звери. Нас даже перед походом проинструктировали на предмет отпугивания медведя. Косолапый нам не встретился, а вот бурундуков и мышек лесных - полно) Правда какую-то не то медвежью нору, не то яму для хранения тушки (медведи - падальщики, любят с душком) всё-таки обнаружили, прямо рядом с тропой.

Вот ты идёшь себе, идёшь в гору, а потом перед тобой раскидывается чудесная поляна, залитая солнцем, с совершенно своей флорой и особенным микромиром. Слышишь звон колокольчика. Видишь силуэт единорога. Потом, правда, оказывается, что это белый конь с колокольчиком на шее, но степень психоделичности момента от этого не уменьшается. Это Казачья поляна. Одно из красивейших мест, что я видела в своей жизни.

После Казачьей поляны начинается крутой подъём. Минут 20 почти полусогнувшись карабкаешься вверх. Шаг, ещё шаг. "Какого чёрта мы попёрлись?" Но идёшь дальше. Ещё шаг и... как девушка, выпрыгивающая неожиданно из огромного торта, перед тобой возникает метеостанция.

Тут реально круглый год живут метеорологи и они реально предсказывают погоду. Хотя в наших широтах, а, тем более, в горах это делать бесполезно) Мы пока шли, погода менялась несколько раз, пару раз шёл мелкий дождь у нас по пути и град в районе метеостанции. В августе. Впрочем в горах в августе может быть и снег. Чуть поодаль от метеостанции есть турбаза, там заранее можно забронировать места в домиках. Мы шли с палатками, сначала хотели встать рядом, но кругом всё было занято) Да и вообще: 150 рублей с человека за сутки, ставишь палатку на территорию турбазы и тут тебе все блага: и кухня, и дрова, и колодец и туалет деревянный.... на краю склона). А ещё там на другом краю есть скамья с видом на горные водопады.

Вооон там белой лентой вьется водопад. Но грохот от него слышно даже здесь

Вглядитесь в этот микрокосмос. Я просто захлёбывалась от восторга:
Метеостанция стала последней точкой нашего первого дня. Мы могли отдохнуть. Это была прекрасная душевная ночь с коньяком, звездами, которые ближе (мы же в горах!), Млечным Путем, невероятно огромным, разговорами о чёрных альпинистах и слюдянском "перевале Дятлова". Это была одна из лучших ночей в моей жизни. И утро было добрым.

Утром мы планировали встать в семь утра. Мы-то, девочки, встали и даже без будильника. А вот мальчики заспались. Но у нас с Олей никогда ничего не идёт по плану и без приключений не обходится. Этот раз исключением не стал, хотя и кончилось всё благополучно. Но в итоге на сам пик мы выдвинулись в 10 утра, в то время когда основная часть людей уже была где-то на последней трети к нему. А время-то ограничено. Последняя электричка в Иркутск отправляется в 19.17. А с утра на работу. А утренняя идёт в 4 часа. Хотя мы предусматривали: если что, раскинем палатки на берегу Байкала и будем коротать своё время. Забегая вперед: на электрон мы опоздали естественно. Но и тут всё пошло не по  плану.

От метеостанции наверх ведёт откровенный серпантин. В конце его - разветвление: в гору - к Пику Черского, по прямой и вниз - к водопадам. В идеале, чтобы охватить весь мастхэв маршрута, сюда нужно идти на три дня. Кстати, на турбазе нам встретился восьмилетний мальчишка с отцом. Ребёнок просто увидел фотки папы с предыдущего похода папы и загорелся. И дошёл. Это был вообще в принципе был первый его поход в жизни. Мальчишка гордился) Но к водопадам их горы не пустили. Все три попытки кончились тем, что начинался град.

Но самое сложное - это последняя часть пути как в жизни. Я, признаюсь, даже спасовала. Добираться до пика нужно по узкой тропке по гребню хребта. Есть там очень опасный перевал - скальник, с которого сорваться очень сложно. По всему пути - металлический трос. Но я боюсь высоты. Я боюсь высоты и постоянно куда-то лезу. Какого чёрта, спрашивается? В ту сторону в какой-то момент у меня начали трястись руки. Норадреанилин сделал своё чёрное дело. Я бесилась от того, что не могу контролировать свои физиологические реакции. Из последних сил не давала мозгу отключиться, отлично понимая, что нахожусь в шаге от неконтролируемой паники. Как ни странно, но обратный путь дался ещё сложней через этот перевал, во мне включилась женщина, я чуть не разрыдалась.

Но сначала было прекрасное озеро Сердце:

Это здесь кажется, что оно близко. На самом деле далеко внизу и если спуститься туда не проблема, то подняться, наверное, очень сложно. Говорят оно очень холодное и глубокое. Глубина не известна, её так и не смогли измерить. Вода очень красивого цвета, Сверху видно, что берега там нет, сразу обрыв. Есть предположение, что озеро образовалось в потухшем жерле вулкана.

После перевала путь не такой опасный, просто крутой. Тут получается как с метеостанцией: идёшь, идёшь и вдруг - пик) Хотя с той лишь разницей, что даже в первый раз знаешь: осталось немного. Потому что пик видно издалека. А теперь представьте, какие эмоции на нас накатили, когда мы дошли. "Да, мы это сделали", - хором подумали мы. Мы достигли высоты 2090 метров.

А вот теперь представьте, что это не просто хребты. Пик Черского - самая высокая точка Комаринского хребта, который два века - с конца 17 по конец 19 - был частью чайного пути из бурятского города Кяхта до посёлка Култук. Тут караваны гружёные ходили! Как?

На пике меня настиг дзен. Пока я мыслила о вечном недалеко началась гроза. Это очень жутко и прекрасно: среди ясного дня в горах услышать раскаты грома и видеть дождь в нескольких километрах от себя, не зная, пронесёт ли мимо или прямо на тебя придёт. Мы решили возвращаться. Когда спустились с хребта сделали первый за два дня длительный привал. Просто норадреналин уступил место слабости. Я лично даже отключилась на какое-то время.

Возвращаясь, мы уже понимали: на электрон успеть возможно, если поторопиться. Но у нас был в группе один крайне медлительный человек. Люди, я очень толерантный человек, но к концу дня мне его хотелось убить) К тому же один из наших товарищей повредил себе колено. И если с ним и его братом мы готовы были до четырёх утра куковать, то с одним их товарищем нет. Плохо с людьми, у которых нет чувства юмора) Но пришлось нам с ним таки только и спускаться. Остальная часть осталась на метеостанции. С этим медлительным товарищем мы потеряли целый час, а его бы нам как раз хватило на электрон.

Целая поляна саган-даля - очень бодрящей травки. Её сушеной только пару листиков в чай кладут

И снова Казачья поляна. И снова звон колокольчиков. И снова кони - один коричневый, один чёрный. Боже, какие благородные животные.

К концу нам уже лишь было до темна выйти из леса. В лесу-то страшно. У кафе встретили горного велосипедиста, которого видели на спуске с Черского. Он нам пообещал хотя бы двоих забрать. Мы, когда добрались до Слюдянки, честно уже думали, что про нас забыли и уехали. На дворе уже была откровенная ночь - десятый час, темень, луна. И вдруг звонок. Тот велосипедист уехал, но попросил своего товарища дождаться нас и отвезти в Иркутск. Представляете? И нас дождались. И развезли по домам всех троих, хотя мы в разных краях живём. Хотя сам водитель ехал в соседний город Ангарск. Вот.

1. "Я боюсь высоты и постоянно куда-то лезу." Ахахах, Алёна, очень красиво, очень интересно! Я подумала, до чего же ты гармонично смотришься в природе и походе. Классный пост!

1. Маша, но если так и есть) Нет, чтобы сидеть ровно и тихо бояться, всё мне не имется.

Мне там было хорошо, да. Глаза радовались, голова отдыхала. Маша, а ты расскажешь, где вы были, с каких высот тавои фото во вконтактике и в ФБ? Я из СПБ-МСК приеду, почитаю с удовольствием))

2. А вообще очень-очень жаль, что какими бы хорошими фотки не были, всё равно они не передают всей той невероятной красоты, которую видит обычный человеческий глаз.

3. Я пока читала тебя, как раз вспоминала, как и мы совсем недавно взбирались, и тоже думала, ну вот почему я не напишу об этом пост? Ну вот не пишется, не умею про путешествия писать, вдохновения не приходит, наверное у каждого свои темы. Так как ты точно не напишу! И фотографии (не спорю, с оригиналом не сравнятся, но тем не менее) у тебя офигенные. Если коротко, мы упали на хвост ребятам-походникам из универа, 4 часа в гору, четыре с горы, у меня тоже дух захватывало, и тоже страшно, ведь никакой страховки! И виды, виды! Ну не мне тебе говорить:) Плюс отличный способ знакомиться, заводить друзей, в дороге наговоришься вдоволь. Мы пару раз ходили, последний самый долгий и больше всего впечатлил, надо бы ещё, круто конечно. А чего ты в СПБ-МСК делала?

4. Маша, ты хотя бы в бложике просто фотки выложи с предысторией, надо всем показывать красоту НЗ!)) Походы и общение - да, вещи неразделимые)

Я там ещё ничего не делала) Мы завтра с Кириллкой летим в отпуск. В СПб - исполнять мою мечту моего детства, в МСК, как ответственная мать, везу ребёнка к отцу, раз уж в ту сторону лететь пришлось.

2. Невероятно!!!! как же красиво там у вас!!! срочно захотелось в горы.....

1. Земля вообще шутка красивая)) горы - это, конечно, мечта

3. Алёна, обалдеть!!!!! ты крутая крутышка))) пик Черского -моя мечта прям, все хотела до него дойти, но не с кем было.
    Какие вы молодцы! природа - дух захватывает, но куда ж важнее, что ты себя побарываешь.
    И отличной вам поездки в город мечты и в Москву)

1. "Хочется да не с кем" - это вообще главная проблема. Мне скоро снова тоже не с кем будет, даже не знаю, что и делать. Но пик Черского - место, где побывать стоит, да...