29.08.2015

Пост про дружбу... и немножко про город на Селенге.

Ну так вот. Я в этом году оказалась в роли феи, исполняющей желания. По большей части других, но это тот счастливый случай, когда хотелки совпадают. Так что свозив Кирилла на Ольхон, я повезла в Улан-Удэ Олю, а своего родственника - в Порт Байкал. Феечка Алёна. Пхах. Это даже забавно.

"ТИНФ объединяет" -  придумала я слоган нашей конторе. С Олей мы знакомы давно, уж лет почти 10, всегда хорошо общались, но никогда не дружили, разные компании, хотя схожие интересы. 10 лет назад Оля вела бурную неформальную студентческую жизнь и была блондинкой, Алёна с тем же цветом волос, что и сейчас, наслаждалась своим "добиласьчегохотела" и первыми отношениями. А дружба началась из-за спины. Олиной. Когда Алёна пришла работать в редакцию, где сплошь знакомые все лица.


В Улан-Удэ хотелось вернуться мне, хотелось съездить Оле, не захотелось Кириллу. Потому Алёна с Олей за два дня в "городе на Селенге" оставили ноги. На ночь отстегнули их по-филологически в "Достоевском". Хостел, кстати, всего лишь по ту сторону виадука, идти от вокзала далеко не надо. Да и вообще в Улан-Удэ всё как-то компактно. 


Но первым делом Олю я повезла, конечно, в Иволгинский дацан. Сюда нужно съездить хотя бы раз. Но дзен меня настиг нынче в совершенно другом месте. В прошлый раз, кстати, мы же попали на большой буддийский праздник с выносом тела Ламы Нетеленного. В этот раз - накануне. Думаю, когда здесь ничего такого не происходит, народу тут ещё меньше, а значит лучше.  

Очень жаль, что нельзя фотографировать внутри дуганов, где умопомрачительно красиво. В дугане Зелёной Тары, матери всех будд, я ещё успела и благословение получить, хотя, как оказалось, покровитель мой страшный с виду Ваджарпани. Собственно, и суть у него не совсем благостная. А вот у Кириллки, например, его покровитель - это воплощение мудрости)


Мы, кстати, взяли нынче экскурсию по дацану, проводил её то ли практикант, то ли стажёр, но он очень нервничал, чеканил слова и иногда говорил чересчур заученно, что в общем скорее забавляло, чем раздражало. Так вот он рассказал, почему все буддийские храмы венчают золотые олени. По легенде, это первые ученики Будды, имено они откликнулись на его речи. Про сакральные числа тоже узнали. Есть только одно чётное, которое считается священным - 108, остальные все нечётные. 

А тут расположен камень желаний, считается, что с его помощью можно проверить, сбудутся твои чаяния или нет. Если они благостные и не наносят вреда другим, конечно. Подходишь к камню, прикасаешься к нему, загадываешь желание, потом отходишь к белой линии. Если с закрытыми глазами дойдёшь до камня, не отклонясь от курса, желание сбудется. У меня должно.
Храм Зелёной Тары
Лица вдохновенней и просветлённей быть не может)

Есть в Бурятии всё-таки что-то такое: запредельно близкое и далёкое одновременно. Это вызывает бурное смешение эмоций, сбивает с толку. В какой-то момент начинаешь понимать, что именно здесь - для того чтобы стать "своим" - надо тут жить, причем с детства. Не исключаю, что это справделиво для всех наших республик. Тут такой особенный мир, он не всем придётся по нутру. Тут свой колорит, его не каждый примет. Зато тот, кто окажется на одной волне с Бурятией, безусловно станет богаче.

Нас ждал Улан-Удэ. Вечерний уютный Улан-Удэ. Но откровенно говоря, он меня разочаровал в этот раз. Мы удивялись красоте центра города, его фонтану у оперного театра, его милой компактности. Мы ходили-ходили-ходили.Конечно, были у головы Ленина, и посидели рядом с АнтонПалычем, и побывали на улан-удэнском Арбате.Но окраины. Окраины Улан-Удэ - это тихий ужас. Две реки и ни одной приличной набережной. А виды там чудесные!Властям стоило бы озаботиться этим.




В моей жизни очень мало по-настоящему моих людей. Каждый раз, когда мне приходится кого-то терять, это отзывается сильными переживаниями, оставляет рубцы. У меня была подруга Юля, с которой мы прошли очень много, которая вытащила меня "оттуда". После школы наши пути разошлись, но я до сих пор храню её в сердце. У меня есть моя рыжая Женя, которая всегда в жётской форме может вправить мне мозги на место и с которой мы настолько разные, что я не понимаю, как мы вообще уживаемся) Моя Олеся была верным спутником в экзистенциальных метаниях, в поисках смысла, правильного пути, идеи. Моя Оля - человек, с которым мы смотрим в одном направлении, с которым мысли совпадают так, что страшно становится, с которым рюкзак за спину - и вперед навстречу самым безумным приключениям.

А театр оперы и балета в УУ так красив, что хочется его весь обойти кругом и сфотографировать каждое окошко.

В Иркутске есть проект "Зелёная линия". Она призвана облегчить жизнь туристам. Суть её в том, что прямо на асфальте по центру города проведена зеленая линия, соединяющая основные достопримечательности. У каждой есть информационны стенд. Плюс карты на щитах. В УУ тоже есть нечто подобное, уж не знаю, кто у кого идею стащил, но это крайне удобно и интересно. Нашей целью было место основания города на Селенге, который раньше назывался Верхнеудинск. Как показала практика, даже местные не знают, где это. А мы дошли!)

Бурятский госуниверситет

Помните про Бурятский "Арбат"? Всё-таки он очень напоминает иркутскую улицу Урицкого. Разница в том, что он протяжённей, асбсолютно пешеходный (Урицкого только днём), там есть клумбы и всяческие скульптурные композиции. И АнтонПалыч.


А ещё там при музее города есть чудесная книжная лавка "Заводная птица". Очень атмосферное место, хотя и крошечное. Но попить кофе и книжку почитать здесь - милое дело. А потом выйти, заглянуть чуть за угол и увидеть полёт творческой мысли стритарта.

Но наш путь лежит дальше. В самый конец улицы Ленина. Мимо интересных Торговых рядов купца Курбатова или Дома с лавками, мимо ТЦ "Таврический", мимо красивой деревянной усадьбы с резными наличниками. Наверное, тут когда-то жил богатый купец. Потом - направо, мимо невероятно великолепного Одигитриевского собора, потом налево, по прямой на набережную Уды и влево.


Всё-таки УУ очень неоднозначный. Мало того что тут культур намешано, так ещё и разных пластов развития. С одной стороны, он мне напомнинает деревянный Иркутск (его, навреное, и вам стоит показать), с другой - монолитный Новосибирск. Ей-богу, пару раз мне казалось, что у меня дежавю. Оля местами видела в УУ Феодосию, где была весной.  А ещё всё думалось: насколько различные поездки наполняют человека опытом, дают почву для сравнений, размышлений, выводов. Как и книги. Как и фильмы.


И вот мы дошли до места, о котором не все улан-удэнцы знают. А зря. Вид на город там красивый открывается. И закат был чудесным.


А потом. Потом наши ноги пошли дальше по незнакомым дорогам и по наитию. Общественным транспортом в УУ мы не пользовались вообще. Наитие - оно такое. Но я же говорила, в этом городе сложно заплутать. Тут все дороги ведут к голове Ленина) А у головы Ленина и оперного театра по вечерам разыгрывается феерия. Фонтан подсвечивают, на площади включают классику и струи воды танцуют под её звуки. Смотреть на это можно очень долго.Захватывает невероятно.
Бурятская драма
Мемориал победы

Ну так вот. Про Иволгинский дацан ещё помните? Забудьте всё. Первое, куда нужно ехать в Улан-Удэ - это дацан Римпоче Багша на самой высокой горе города в 15 минутах от центра. Сопка действительно высокая, уши закладывает, когда поднимаешься. С  Лысой горы видно весь город, а со всего города - сверкающий дацан на Лысой горе. Вот именно тут меня настиг дзен. Ринпоче Багша меньше Иволгинского, там только храм и две ступы,  одна из них - конференц-зал и музей. Но он чистенький, бленький, с медидативной музыкой, с огромной парковой зоной, где расположены беседки со всеми 12 знаками Восточного гороскопа, с садиком в японском стиле, где мозги вычищаются абсолютно. А ещё там есть чудный магазинчик с буддийскими штучками. Я там деньжат-то оставила, конечно. Вот после Римпоче Багша можно и в Иволгинский.

Восточная золотая ступа Примерения. Внутри расположены 1080 божеств долгой жизни
Зпадная ступа Примирения. Здесь конференц-зал и музей, в котором фотографировать нельзя

Очень символично, но именно на этом месте, где привязывают хадаки, у меня были сделаны последние фото. Батарея безнадежно разрядилась. Но ура создателям гаджетов и планшетам, иначе бы ещё много красивых кадров пришлось бы упустить.



Парковая зона Римпоче Багша - это вообще что-то уникальное. Это такой большой гороо фактически. Дойдёшь до "своей" беседке, можешь посидеть, подумать, прочитать мантру, которая тут же написана для твоего покровителя. И вот что я вам скажу: тут действительно хочется молчать и думать, думать и молчать.


Вышли мы отсюда потрясённые, если не сказать ошеломлённые. Там, внутри, что-то перещёлкнуло слегка. Это "слегка" продолжалось всё оставшееся время. Мы возвращались, глядя в окно поезда, с ноющими ногами и думали о разном, важном и не очень. А ещё совсем не понимали, как людим могут спать, когда красное солнце тонет в Байкале с одной стороны, а с другой - прижимаясь к земле, с Хамар-Дабана сходит туман. Как люди могут не смотреть на эту красоту во все глаза?

В этот раз я ехала в Улан-Удэ с полной уверенностью, что это будет последний раз. И, наверное, это действительно так. Я вобрала от него всё, что недополучила в короткий прошлый раз. И сейчас единственное место в УУ - в этот премилом, но запущенном городке, - куда хотелось бы вернуться - это Римпоче Багша. 

10 комментариев:

  1. Алёна, вы даже внешне чем-то неуловимо похожи. Особенно на некоторых фотографиях...надеюсь, что даже если ваши дороги разойдутся физически, духовно вы будете так же рядом)
    надо будет мне тоже в УУ выбраться, любопытный город. Мечтала о Ивалгинском дацане, теперь ты меня заинтриговала Римпоче Багша...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ксюш, одно другому не мешает, можно и туда, и туда спокойно за день съездить) Римпоче просто менее известен, там и народу меньше, ну и новее он. Иволгинский обширней, храмов больше, ещё сейчас строят один.

      Разойдутся. Скоро(

      Удалить
  2. Алёна, спасибо огромное за эту прогулку!!! По идее можно сказать, что УУ это мой родной город, и в последний раз я была там больше трёх лет. С каждым моим приездом он изменялся всё больше и больше, где-то в лучшую сторону, где-то в худшую... Просматривая фотографии видела много знакомых мест, но и много нового узнала. Как же всё-таки преобразился город! Думаю сейчас я была бы там уже как турист:)))
    В общем, очень смешанные у меня эмоции сейчас, но я получила огромное удовольствие читая пост:)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Наталья, центр УУ великолепен, то что надо для "лица" города. Вот именно он и заставил меня вернуться сюда в этом году, в прошлом я только и видела, что центр. Иркутску такое и не снилось. Очень жаль, что в 15 минутах ходьбы на набережной главной реки стоит вонь и валяются бомжи. Вот прямо обидно очень

      Удалить
  3. Алёна, вы и правда очень очень похожи. Прям поразительно. Хороший знак. Такие места... Прям и не верится, что это тоже Россия. Хотя я и сама из ещё более дальних далей. Кстати, а как определить кто твой покровитель?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Алёна, я хочу в твои дальние дали! Но пока придётся в противоположные) Сижу, уже неделю про Мышкин читаю, всё дочитать не могу со своими ожиданными и неожиданными поездками.

      Вот тут можно глянуть: http://dazan.spb.ru/upload/image/astroyears/astro-years-middle.jpg

      (ты ж посмотри, нашла на сайте петербургского дацана! азият везде своё найдёт)))

      Удалить
  4. Восток дело тонкое!)))
    Какие яркие краски!!! Спасибо за прогулку.
    А как проходит процесс"получения благословения"?))) не совсем понимаю:)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Да не за что) Красок в Улан-Удэ действительно полно)

      Всё очень просто. Когда идёшь в дуган, нужно с собой взять "белую пищу": печенье, молоко, рис, сладости плюс монеток. В храме оставляешь это на специальном месте и покланяешься божеству (в буквальном смысле, чтобы лоб коснулся постамента). Так получаешь благословение. Мне в прошлом году удалось получить ещё и от Ламы Нетленного, это было чистой воды везение. А вот, например, если крутанёшь хурдэ - молитвенный барабан - считай прочитал раз молитву. Всё просто)

      Удалить
    2. Интересно!:) про белые продукты я слышала:))) а среди русских (славян?) буддистов много?:)

      Удалить
    3. да нет, что ты, в разы меньше православных) просто я живу в уникальном месте, а соседняя Бурятия ещё уникальней) Да и тут всё-таки буддизм не в чистом виде, как в каком-нибудь Тайланде, здесь и православие, и шаманизм намешаны. Но это чисто локальное явление, на всю Россию, конечно, не распространяется)

      Удалить