08.08.2015

Три дня и все наши

Иногда просто необходимо уйти в места, 
где больше никого нет, чтобы восстановить 
связь с самим собой и вернуться обновлённым (с).

Я думала: вот в этом году поедем на Ольхон, я буду сдержанней, и плакать мне совсем-совсем не захочется, это же не 10 лет спустя, это же ещё года не прошло. Всё оказалось не так, как я думала. Как обычно, впрочем.


Вообще-то нынче мы поехали на остров, потому что Кирилл весь год нет-нет и говорил, вздыхая: "Как я хочу на Ольхон". Ну разве можно отказать ребёнку в таком желании? Нет, конечно. Собрались, уселись в маршрутку. Большие автобусы нынче не ходили: они просто не могли въехать на паром из-за низкой воды. Уровень Байкала в этом году сильно упал. На маршрутке зато быстрее. Да и вполне комфортно. Да и вообще, какая разница на чём ехать, хоть в кузове грузовика - это же Ольхон.

И если в прошлый год мы приехали сюда в не-сезон, то в этом - в ещё больший не-сезон. Переправа пустая, людей мало, никто не толкается. Большие перемены: пристань на материке ремонтируют, обещают что-то очень современное и комфортабельное.

Все 260 километров я ехала по материку абсолютно спокойной, без предвкушения чего-то, как это было в прошлом году. Лишь поедала глазами мир в окне, но это просто моя привычка вбирать в себя его, без остатка, даже если все места сотни раз видены. Но вот когда с пристани Сахюрты передо мной снова раскинулся остров, слёзы так и подкатили. Не знаю, откуда взялась эта реакция. Я будто домой вернулась после долгой дороги. Будто выросла здесь, долго не была и вот вернулась. Удивительное, благостное чувство, захватывает с головой и не отпускает. Работает вместо тысячи психологов.



Оказывается, это очень здорово, когда ты возвращаешься в места, где ничего не меняется. Останавливаешься у тех же самых людей, заселяешься в тот же самый номер. На стене весит всё та же картинка милой девушки аля 19 век, на окнах -  те же занавески, на полу - тот же палас,и даже постельное бельё на кроватях - то же. Ты всё это уже знаешь, всё тут видел, от этого спокойней как-то. Все мы немножко аутисты (с). Мы будто к бабушке погостить приехали в этот раз. Хозяйка даже нам ключи доверила: приехали, открыли сами, уехали - закрыли двор. Здорово же.

В июне на Ольхоне почти никого ещё не было. Лишь редкие туристы тут обитали . Многие кафешки ещё не работали, в том числе наша любимая забегаловка "Амтатай" - на её примере абсолютно срабатывает тезис "где грязнее, там вкуснее". Нет, в "Амтатае" чисто относительно. И вкусно. Но нынче нам не повезло. Зато с количеством людей повезло крупно, удалось пофотографировать(ся) нормально. А в первый день была жара.

В этот раз мы никуда не ездили. Это был медитативный отпуск. Я ехала на Ольхон отдохнуть, выдохнуть городскую суету, вытрясти из головы медиамусор, стать чище. Мы много ходили, да, это правда. За три дня излазили всё, что было в пешей доступности. До чистого ключа, правда, так и не дошли. Кириллу скучно по прямым дорогам ходить, он весь извёлся) Вот по горам лазить - это да. Это никакой усталости ему не приносит, это он любит.

Вот как сильно уровень Байкала нынче упал

Очень много времени проводили на берегах, почти не ругались в эти дни. Возникает какое-то особое чувство, когда сидишь у озера часами, другие люди приходят-уходят, сменяются лица, голоса, характеры, а ты всё сидишь. Как в видеоклипах. Гармония накрывает по самые уши. Ещё больше она накрывает, как ни странно, когда в самых лучших традициях стереотипов, сидишь на берегу у моря, читаешь маленькую книжку, отрываясь лишь на наблюдения за ребёнком, который строит свои миры. Идиллия. И пусть весь мир подождёт, как говорится.


Кстати, о горах. Мне на словах никогда-никогда не удастся передать, как сердце у меня упало в пятки и сжалось там до микроскопических размеров, кода Кирилл решил взобраться на "пригорочек" у Бурхана. Очень крутой "пригорочек". И если бы я была курицей-наседкой и не понимала бы, что я, пардон, и за мужика, и за бабу, никогда бы - как любая нормальная (?) мать - не пустила его туда. Но он же мальчик. Он должен уметь преодолевать трудности. Даже если это грозит свёрнутой шеей. Я было попыталась надавить на жалость, мол, "Кирилл, мне же страшно туда лезть", но что получила исчерпывающий мужской ответ: "Я тебя буду держать". Боги-боги! Пришлось стиснуть зубы. Удивительно, но таких ситуациях мы будто меняемся ролями, взрослым становится Кирилл. Этот шестилетний ребёнок следил, чтобы я не грохнулась, и всё приговаривал: "Мама, аккуратней". А 26-летняя мама чувствовала себя крайне защищённой. Мальчикам с малолетства нужно давать проявлять своё лидерство. И ответственность. А когда мы забрались наверх - гордости было полные штаны. У обоих.

Если честно, это это был чуть ли не первый раз, когда я почувствовала гордость за себя как мать. Я правда собой гордилась: что показала Кириллу Ольхон, что дала ему возможность увидеть этот мир, что лезла с ним в эту дурацкую гору, несмотря на очередные потерянные нервные клетки. Хотя всё это должен делать отец. Вот было бы здорово.

За все три дня на Ольхоне мы застали разную погоду. От жары в первый день до осеннего холода в последний. Тут даже ливень прошёл в ночь перед нашим отъездом. До пяти утра тарабанил по крышам. До этого ливня на острове не было три года. Ну вы помните, да? Местные картошку сами поливают. Но смена погоды только подчеркнула многообразие ольхонских ликов. Правда в последний наш день из-за сильного ветра нам не удалось посидеть на бережку, пожарить сосиски на прутиках: просто-напросто я не смогла развести костёр. Привезли в Иркутск полкило сосисок в итоге. Зато маломорским жирным чайкам скормили полбулки вкуснейшего хужирского хлеба. Что не сделаешь ради истинной радости в детских глазах и звонкого смеха?



А вот бы всем детские площадки с таким видом, правда? С ней рядом есть православная церковь. Кирилл очень хотел сфотографироваться. Он немножко трепетно почему-то к приметам православной религии относится. И каким-то образом помнит, что его крестили. Ему было всего три месяца и на этот шаг я пошла исключительно из пацифистских соображений, дабы избежать конфликта со своим отцом, который на крещении настаивал. И вот в пять лет Кирилл мне неожиданно говорит: "А помнишь меня батюшка крестил? Я бы хотел батюшку с матушкой увидеть". Меня это заявление слегка шокировало.

 Зачем ехать на Ольхон? Ради закатов, как минимум. Ольхонские закаты - это феерия, театр облаков, неба и солнечных лучей. Закат - штука вообще такая, даже в городе невероятная. А на просторе -подавно. Небо Ольхона вообще необычайно. Можно долго наблюдать за ним и понимать "что-то такое". Над головой медленно плывут облака и ты под ними - маленький и совсем не всесильный человечек. Часть Космоса, песчинка в нём. Ольхонское небо сбивает спесь с человека.



Ольхон бывает и другим. Наверное, с высоты птичьего полёта другая "сторона" остров выглядит как зелёное озеро тайги. Многовековой сосняк. И запах - запах! Там свои сокровища. Мох, лишайник, молодые сосенки рядом со старыми, отцветший багульник,трухлявые пни, орлиные перья.
 

Последний день на отдыхе - это всегда особый день. Даже если успел всё, что хотел, ощущения упущенности не покидает. Хочется вобрать в себя всё, что только ещё можно. Сходить ещё туда. И вооот туда. И сюда тоже. И здесь надо посидеть. И всё равно не хватает.

Но хорошо, что даже последний день это ещё не самый последний. Потому что утром - на паром. И только уже на материке, спустя два часа со времени отъезда, бросаешь прощальный взгляд на остров. А впереди - ещё четыре часа просторов. Потому что Иркутск - первый город на трассе, а всё остальное - степи, степи, степи, посёлок, степи, степи, степи. Иногда встречаются табуны лошадей с жеребятами. Приземистых, бурятских красавцев-скакунов. Облака всё также подвешены на верёвочках. Поля цветут, глаза всё ещё отдыхают.

 Таким у нас выдался в этом году Ольхон. Несуетливым, размеренным, спокойным. Мирное, счастливое сосущестование с Космосом То что надо.

9 комментариев:

  1. Алена, мне кажется, ты уже давно должна собой как мамой гордится. Кириллке с тобой очент повезло, а тебе с ним) вот вы прям на одной волне)
    Как же Байкал обмельчал... Ужас... Теперь я осознала, о чем ты говорила. Фотографии как всегда невероятные. Космическое место. Жду, когда Мия подрастет и я ее туда свожу)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Как вы с Мией) Но, чувствую, бодадаться мы с ним тоэе будем неплохо.

      Учёные говорят, что такая ситуация продлится ещё несколько лет( Хотя они же успокаиваю, что это нормально, раз в 20 лет такое происходит.

      Ксюша, кстати, если, например, ехать в июне, то вполне можно на своей машине) или в конце августа. Нет очередей в это время. А вот моя коллега в середине июля ездила с мужем на маршрутке, так они шесть часов на паром стояли.

      Удалить
    2. ) мы с Мией уже бодаемся)) но пока ее можно "заболтать")))
      хорошо, что они успокаивают, а то я впечатлилась масштабами.
      Спасибо за подсказку, я тоже слышала про многочасовые очереди на паром. Да и вообще в толпе туристов там быть не хочется.

      Удалить
  2. Потрясающий пост, Алён! Тебе удалось передать атмосферу вашего путешествия. Как бы хотелось там с вами погулять!
    И да, может, будь папа рядом, может, и не было бы всего этого? Кто знает) Вы отличная парочка)

    Небо просто фантастическое!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Лера, надо загадать, а вдруг)) Хорошие три дня это были.

      Было бы всё, но только не со мной,а с папой. С папой получать такие впечатления тоже хорошо для ребёнка, даже лучше, чем с мамой.

      Удалить
  3. опять челюсть отвисла, ну что делать! Так красиво, как будто песню послушала, Алёна. Фотографии шикарнейшие. Я ж говорю - на выставку уже пора. Алёна, у меня уже давно такое чувство, что ты как будто хочешь высказаться много о чём, но делаешь это с помощью таких вот рассказов. Но они тоже много чего передают, поверь.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Алёна, когда ты сюда приедешь (а ты до Ольхона точно должна добраться), у тебя будут не менее крутые фотографии) Тут дело не в фотографе, а в месте. Да и фотографов с выставками без меня хватает, даже в Москве экспонируются))

      Ты невероятно чуткий человек с аналитическим умом, потому тонко чувствуешь мир и других людей. Хочется да перехочется)) Пусть лучше будет так, от этого пользы больше)

      Удалить
  4. Безумно красиво!

    Все вернувшиеся с Байкала знакомые наперебой говорили что там просто невероятная атмосфера!
    От нас далеко конечно очень...но нет ничего невозможного.есть ж ржд))

    ♥♥♥Мой блог. Посты о Барселоне♥♥♥

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Невероятная. Но по-моему, Байкал устал от людей, гонит их. Уровень упал, появились водоросли, которые грозять заболачиванием, сейчас вокруг озера горят леса, из космоса Байкал не видно, всё заволокло дымом. Всё это сигналы.

      Удалить