07.07.2015

Аршан

Редкий иркутянин к 26 годам не побывал в Аршане, который ещё называют жемчужиной Прибайкалья. Я из таких. Ну ладно. Моя мама сюда приехала почти в 50, так что я ещё на самый запущенный случай.

Аршан - это Бурятия, невероятно красивая Тункинская долина - успевай только головой вертеть и вбирать в себя всё разнообразие ландшафтов. Ирония вот в чем: чтобы, например, попасть в Арашан из Улан-Удэ, нужно захватить кусочек Иркутской области. Впрочем, весьма живописный кусочек, потому что дорога пролегает вдоль Байкала и примыкает к самому его югу. Из Иркутской области к этой точке надо ехать по вершинам и бинго! в этом вся прелесть, ибо хочешь не хочешь, а мимо смотровой площадки с Култуком у подножья не проскочишь. А тааам. Ну там сами смотрите:


Суровые сибирские байкеры
Я, конечно, тот ещё фотоманьяк. И это при абсолютно честных попытках контролировать себя. Но, знаете, всякий раз, как я сознательно пропускаю кадр, потом несознательно мучаюсь. В этот раз едва-едва сдерживалась, чтобы не просить брата останавливать машину через каждые сто метров. В этой поездке я сполна, к слову, оценила преимущество личного автомобиля в путешествиях. И снова задумалась о попутчике на колёсах. Но, ёлки-палки, какой из меня водитель, если я даже на пассажирском сидении впереди ощущаю себя не просто не комфортно, а супермеганекомфортно?


Вот мы и въехали в Бурятию, и тут у нас первая остановка. И "Множество дверей счастья", что невероятно символично. Так называется ступа на выезде в Тункинский район, на бурятском "Даши гоман". По другую сторону - поля, сопки и ещё заснеженные вершины гор. Удивительно, но разница между ландшафтами Бурятии и Иркутской области видна сразу. В Бурятии и ели стройнее почему-то, тянутся вверх, к солнцу, у нас они более разлапистые.

"Даши Гоман". Люблю я все эти буддийские сооружения. Да и вообще в шаманско-буддийской среде Бурятии мне гораздо комфортней, чем в русской православной. Не знаю, почему так вышло. Но если я вижу православный храм, могу им восхищаться, дивиться архитектуре, то бишь внешней оболочке. С дуганами, субурганами, хурдэ, сэргэ всё по другому. Тут наступает какое-то умиротворение внутреннее, гармония.
Найдите бабочек)

Кирилл, наученный правилам посещения буддийских мест после Иволгинского дацана, решил показать что к чему своему дядьке. Яйцо курицу учит. Ещё как, я вам точно говорю.

Через какое-то расстояние всех туристов - и особенно, видимо, в длинные выходные и из 38-го региона - останавливают люди в чёрном зелёном.Разморённые солнцем и совсем переставшие замечать дивный мир вокруг себя, они монотонно и почти без пауз сообщают, что "за посещение национального парка нужно заплатить по сто рублей с человека и сто рублей с машины, бесплатно могут посещать национальный парк дети до 16 лет, инвалиды, пенсионеры, ветераны военных действий, среди вас есть такие?". Среди нас был один такой, так что заплатили мы 500 рублей, получили разрешение и поехали дальше. Справедливости ради - 100 рублей - это за всё время пребывания в Тункинском нацпарке. В Прибайкальском, к примеру, 60 рублей в сутки (а, может уже и дороже).

Вот смотрю я даже сейчас на эти фотографии, и дух захватывает. Нет ничего всё-таки мощнее силы природы. Я честно не могу понять людей, которых она не вдохновляет, которые только взглядом окинуть чуть и скажут: "Подумаешь". Каждому, конечно, своё, но... 

Снять жильё в Аршане - не проблема, как оказалось, даже если заранее этим не озаботился. Я-то, конечно, предприняла такую попытку, но при втором созвоне случился дисконнектинг (позже выяснилось, что в Аршане были проблемы со связью), поэтому поехали наобум. Жильё сняли за 400 рэ внизу посёлка, там было мило, уютно, хозяева, но лучше этого не делать, особенно если основной вид транспорта - ноги. Потому что до центра идти минут 20 и в горку. В центре, кстати, тоже можно по дешёвке найти жильё. Магазинов много, кафешек тоже, цены ниже иркутских. Хлеб на шесть! рублей дешевле.

На автостанции тут есть своя достопримечательность. Кириллу этот козёл весьма понравился, у него с ним и со всеми членами семьи стопитсот фоток. У козла у этого очень явно выражен гендер)) В отличии от бесполого Бабра в Иркутске. И пошло или как-то неуместно это не выглядит. А вот фотки некоторых особей человеческого вида вполне себе такие. Но только не наши, естественно.

Бежит тут горная река Кынгырга. Красивая такая, прозрачная. Она формирует всю окружающую среду. Иногда слишком разрушительно формирует. Если перейти её по мосту и идти по дороге, то можно прийти к Хормойскому дацану "Бодхидхарма". А по пути увидеть ирисы (впервые) и уже отцветающий багульник.  Дацан действующий, тут проходят богослужения.
Зайцы вот-вот поженятся)

Есть там по пути полянка из каменных башенок. Вообще-то буряты, по крайней мере, ольхонские просят туристов не строить их. Оказывается, эта башенка - жилище духа, которого обязательно нужно подкармливать. Построил башенку, обзавёлся духом, будь добр, иначе он разозлится. Никого это, конечно, не волнует.


Ещё один мастхэв Аршана - водопады. Каждый турист доходит хотя бы до первого, по пути встречая много интересных мест. Одно из них - горячие источники. Тут бегут минеральные воды, очереди за ними выстраиваются. Мы не стали, а потом нашли местечко у местного санатория, где ухватили себе полтора литра. Вода и правда сразу из-под крана минеральной идёт. Говорят, сразу много пить нельзя - слишком высокая концентрация веществ.

До водопадов идти нужно в гору, тропа, хоть и обустроенная, местами узкая, ограждения хлипкие.Высоты жуть как боюсь, с ребёнком ещё больше. Но вот это тот самый страх, который преодолевать надо постоянно, иначе лишишь себя красоты невероятной. А это непростительно.

Аршанский водопад, конечно, не Ниагарский, но впечатляет. В живую гораздо сильнее впечатление, чем на фото. Брызги, холод, шум. Людей туда ходит очень много, всяких разных.

В 50 километрах от Аршана есть ещё место, обязательное к посещению, особенно если есть машина. Там, как и в Аршане, можно поправить здоровье, есть санаторий. Зовётся это место Жемчугом.



В Жемчуг, в основном, ездят на горячие источники, в которых даже нашей сибирской зимой можно купаться. Не бесплатно, конечно же. Мы туда направились с той же цлью, но рядом увидели прекрасный бесплатный Иркут и пошли туда. Выдыхать городской воздух, смывать пыль.
Это так... по-бурятски)

Глубина тут в Иркуте совсем не глубина. До середины выше колен Кирилла не была, да и дальше, видимо, тоже не сильно.

Было солнечно. А потом ррраз! и тучи начали сгущаться. Меня это всегда впечатляет и потрясает: надо мной солнце, а в зоне видимости, в нескольких километрах, идёт дождь. В этот раз ко всем эмоциями прибавилось зрелище невероятной красоты: гроза в горах. Молнии, которые бьют прямо в заснеженные верхушки. Дождь у подножия, снег - там. Удивительное зрелище. Невероятное.


А потом - как ни бывало. Снова солнышко. В шаговой доступности - прекрасный лес. Со следами прошлогодней стихии, навсегда изменивший Аршан. Тут сошёл сель, и весь лес, вся правая сторона посёлка в песке, речушки пересохли. Чем ближе к месту схода, тем выше уровень песка. Но песок - бог с ним, ниже будет кое-что пострашнее.

После грозы в горах Кыргынга разбушевалась. Это уже была не та прозрачная, хоть и быстрая, но мирная речушка. Она стала потоком грязи, отрезавшим мост от берега, приблизившимся к жилым домам. Впрочем, местные реагировали спокойно, видимо, это тут обычное дело (но Алёна попутно подняла рейтинги своего ИА, эксклюзив как-никак, с места событий и всё такое))

На территории Аршана есть два санатория. Один из них называется... Думаете, как? Аршан, правильно. Все они такие советские-советские, вот прямо классические советские. И внутри у них всё советское, но какое-то очень доброе. А в "Аршане" есть ещё лиственница, которая памятник природы, потому что ей полтысячи лет.


А вот теперь величественно-страшное. Сель в прошлом году унёс, к счастью, только одну жизнь и то этого могло бы не случиться, если бы не человеческая глупость. Но урон принёс Аршану немалый. Такой, что те, кто бывал здесь раньше говорят, что он сильно изменился. Многие в прошлом году изменили традиции и не поехали туда. Цены из-за этого сильно упали - чтобы хоть как-то привлечь туристов, они ведь основной доход населения. Но последствия могли быть ещё хуже. Вместе с потоком грязи с гор на Аршан неслись каменные глыбы. Основной удар на себя принял пансионат "Сааган Дали", который стоял прямо на пути. Иначе был стихия обрушилась на жилые дома.

Первый этаж "Саааган Дали" залило водой и песком так, что я даже сначала и не поняла, что здание - четырёхэтажное. Первого этажа практически не видно. Я вообще не понимаю, как он устоял - такие глыбы неслись с гор. Зато, находясь на этом месте, очень живо в очередной раз осознала всё ничтожество человека перед природой.

Так мы провели три дня почти полной моей семьёй, не хватало только отца, которого не хватало бы его козам, если бы он поехал) Мы осмотрели всё, что должны были, прибыв сюда в первый раз. А ещё очень много недосмотренного. И солнечная обсерватория РАН в 70 км от Аршана, и долина потухших вулканов, и Пик Любви, и Хрустальное озеро. Всё это ещё нам остаётся.


Последняя остановка -в Култуке. Тут есть рынок, где, конечно, продают омуль. Причём нормальный хороший омуль, а не как в Листвянке. Я тут шесть хвостов нормального размера - солёного и вяленого - за тысячу рублей прикупила, а не три рыбёшки за 900, как это было в Листвянке. Впрочем, там я всё равно не смогу удержаться от штучки вяленого)

12 комментариев:

  1. Алена, как я ждала этот пост... смотрела фотографии, у меня аж щемило внутри. Кажется, мне там каждый камушек и дерево знакомы... Я ж там не знаю сколько раз была... А моя мама) у нас даже фотографии есть, где ей лет 12 и мне, и мы сидим на этих лосях) мне было лет 7, когда мы туда начали ездить, и я помню его совсем еще бурятским, советским и аутентичным... Но человек все равно ничего не может сделать с этой красотой... Это одно из моих самых любимых мест на земле, где мне хорошо и комфортно... Спасибо, что поделилась)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ксюш, да не за что) у вас преемственность прямо) У меня сходные чувства возникают всё-таки на Ольхоне. Нынче туда приехала, как дома себя ощутила. Но горы на Аршане прекрасны. Хоть не высокие, но красивые. И пространства... пространства!

      Удалить
  2. Алёна, интересно, мне кстати напомнило НЗ, горы, лес, поля, камни, горные реки, вода, небо (за исключением берёз наверное), а вот моя Россия совсем другая, ну я уже много раз писала.

    Кстати, наш Марк только вернулся с вашего Иркутска, ездил на конференцию по Чехову. Вот кусочек его письма, там где про Иркутск (на русском, не перевод:)): "У меня масса впечатлений и вдохновился в обществе чеховедов. Наслаждаюсь летней обстановкой: солнце часов 18 в сутки, тепература до 30. В Иркутсте появились кофе-бар, кафе. Еда хорошая и сравнительно не дорогая. Потом больше расскажу." И по-английски: "The conference took place across four days, with time for walks in the woods, excursions on Baikal; campfire every night with songs, anecdotes; and the local smoked fish omul found nowhere else in the world, which goes well with beer and stronger drinks." Ну я подумала, может вам с Ксюшей приятно будет:))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Маша, я когда фотки из НЗ смотрю тоже отмечаю, что Бурятия, Ольхон очень сходны с ней) А Россия... она ведь большая, в этом и её прелесть. Но меня в европейскую часть что-то совсем не тянет, за исключением Питербурга и, пожалуй, Калининграда. Я ещё в последнее время стала замечать за собой, что как только речь заходит о возможных перездах (чисто гипотетически), первая моя мысль: а как я без всего этого? Ругаю себя за такую привязанность к пространству, но ничего сделать не могу.

      А негативные отзывы! Давай руби правду-матку для объективного освещения картины))) Грязь и неухоженность при всей красоте никуда не денешь. Температура была последние полторы до 40, как-то ваш Марк скинул десяток градусов) Жара невыносимая даже ночью, тропики, а не Сибирь. Впрочем, у нас тут юг Сибири) Еда недорогая - это, видимо, на пересчёт)) Приятно, конечно, спасибо, что поделилась) У нас, кстати, довольно сильная школа по Чехову. Бывший декан моего факультета самый главный чеховед Иркутска, тако нём всегда что-то рассказывает, заслушаешься, такие пласты его философии вскрывает!

      Удалить
    2. Я его лично не видела ещё, в письмах плохого не писал. Да и не будет он плохое говорить, все такие вежливые, тактичные. Он в Москве жил, и в Иркутске не в первый раз, так что думаю, всё видит и понимает, но молчит! Он когда студентам про Россию говорит, всегда с ностальгией, любовью даже, он всю жизнь русский учил, Чехова, в Америке сильные кафедры русского, для него это молодость наверное, такое прекрасное далёкое, картинки и те находит какие-то особенно красивые, я всегда смотрю и удивляюсь, неее это совсем не моя Россия:))

      Удалить
    3. Алёна, я подумала, какая же моя Россия, у меня настроение поболтать, можно я у тебя тут место позанимаю? Ты скажи прямо, если что, я не обижусь:))

      Короче, две зарисовки на тему "моя Россия":

      1. Спальный район, серые или коричневые многоэтажки, широкие дороги, пустыри, "эти бедные селенья, эта скудная природа". Волга как море, красивая огромная издалека, но купаться нельзя, зелёная застоявшаяся вода, какие-то мошки, дохлая рыба, мусор, запах. Зимой грязные сугробы, грязные автобусы, машины, вода, лужи. Парни в треко с пивом, с семечками, а закурить? а если найду? Скрипучие ржавые качели. Мат, громкий смех. Девушки ярконакрашенные, на каблуках, безвкусные. Много чего вокруг безвкусного, провинциального. ДОма тоже: обои, какие-то картины с фруктами, шкафы, стенки, ковры, телевизор.

      2. Другая моя Россия это Толстой, Достоевский, Чехов. Блок и Ахматова. Рассуждения о Боге, о смысле жизни. Что делать? Кто виноват? "Русь, куда ж несёшься ты? дай ответ" Некрасов и его крестьяне. Тургенев и его девушки. Юная и прекрасная Наташа Ростова. Влюблённая и печальная Анна Каренина. Левин Толстого, глубокий, страстный, идеалист, энтузиаст. Раскольников Достоевского, тоже глубокий, тоже страстный, но отчаянный, революционер. Салтыков-Щедрин со своими градоначальниками.

      Давай свою тоже? Мне будет интересно.

      Удалить
    4. Расскажу, Маш, только не сегодня, работы много и ещё - сюрприз - Звягинцев вечером в Иркутске=)

      Удалить
    5. Маша, моя Россия - это, в первую очередь, огромные пространства. Когда в дороге восемь шесть-восемь часов и только тогда другой регион. Страшное прошлое, неясное будущее, но более или менее стабильное настоящее. Великая культура целой страны и столь же великое бескультурье большинства жильцов моего дома. Пьянь, шатающаяся во двое с утра вторника. Незнакомая женщина, предложившая бесплатно довести туда, куда надо. Грязь и красота по соседству. Бесконечное недомыслие в деталях при грандиозности и нужности планов. Неистощимый интерес к окружающему и застарелая система образования. Шаманы, бабульки-заговорщицы, травки и медицина - с одной стороны завязшая в совке, с другой стороны - передовая. Цензура и возможность её обойти. Невиданная хитроумность вообще.

      Моя Россия, Маш, - это бесконечное число противоречий.

      Удалить
    6. Спасибо, Алён, да, понятно, что противоречия. У нас на фестивале в этом году русский фильм показывают, "Дурак" Быкова, будем смотреть, ты не видела? Как тебе кстати Звягинцев?

      Удалить
    7. Нет, не видела. Я вообще очень редко стала фильмы смотреть. Звягинцев - очень интеллигентный и интеллектуальный, сдержанный, но с отличным чувством юмора. Терпеливый - вопросы часто повторялись, а он отвечал и отвечал. Харизматичный, контактный. Я напишу ещё про него отдельный пост. Хотя, по яркости, образности речи Лимонов опережает. На Лимонове я почти всё записала от руки, запомнила в голове, со Звгяницевым получилось не так, всё осталось на диктофоне.

      Удалить
  3. Алёна, знаешь, как-то незаметно твой блог стал таким уникальным! Я имею ввиду не для нас, кто тебя уже сто лет знает и читает, а для широких масс. Такие места, такие фотографии!!! Да ещё с таким теплом написано. Просто одно удовольствие.. Вы большие молодцы и делаете большое дело, что нам показываете эту вашу красоту и нашу/не нашу Россию. Короче говоря, надо бы всем тебя читать, смотреть и радоваться, что не всё уж так плохо )))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. хах, Алён, не говори)) Вот был "Ветер в голове", там всё больше какие-то рассуждения, переживания и всё такое, а этот какой-то трэвл-блог вышел. Может, просто потому что именно так я и могу разгрузиться, размышлений-рассуждений полно на работе.

      Но я думаю-таки, что где-то на просторах интернета есть ещё лучшее, надо просто поискать. И да. Всё не так как на самом деле. Спасибо, Алён) ты-то об ещё более уникальных местах рассказываешь)

      Удалить