02.05.2015

В шаге от Монголии

- Ну, всё, мама, меня ФСБ забирает.
- Как ФСБ?! - раздалось недоумённо-удивлённо в трубке.
- Ну вот так.

Эта командировка стала настоящим подарком на мой 26-ой день рождения. Во-первых, она была первая. Во-вторых, куда! В мою любимую Бурятию, к границе Монголии. Так что аккурат на следующий день после своего очередного "явления на свет" я отправилась к новым горизонтам.


Чтобы попасть в ту сторону, мне сначала нужно было добраться самостоятельно до Слюдянки, уже оттуда за мной прикатили на чёрном воронке. Удивительно, но от Иркутска до Монголии добираться быстрее, чем от Улан-Удэ. Если ехать из столицы Бурятии хочешь не хочешь надо это делать через Иркутскую область - вот такой вот парадокс. Ещё больший парадокс, что до монгольского озера Хубсугул из Иркутска ближе, чем из Улан-Батора.

До Слюдянки я решила добираться на электричке, и это было в первый раз - чтобы от Иркутска до Слюдянки вот так. Три часа в компании весьма колоритных товарищей. Интересно, зачем им всем надо было в будний день в такую даль тащиться? На одной из остановок в вагон пробрались три разновозрастных товарища, которые сразу же принялись за карты.

Уже ближе к Слюдянке одному из них позвонили.

- Чё? Да я в электричке, некогда мне, я в карты играю.
-...
- Да какая пенсия?! Я в Слюдянку за вербой поехал.

Действительно, что можно ещё делать 1 апреля в четверг? Только за вербой ездить.

То утро выдалось солнечным. Уже недалеко от конечной железная дорога поднимается на высшую точку той горной местности, по которой она проходит. Оттуда открывается настолько завораживающий вид, так я на нём подзависла, что очень поздно сообразила сфотографировать. Я и со Слюдянки до Мондов-то ехала с открытым ртом и за фотоаппарат взялась только тогда, когда мы сделали остановку. О боги мои боги, какая Бурятия красивая.
Вот те горы, что наверху, в качестве заглавной фотографии, тянутся многие и многие километры. Ах, как жаль, что не фотографировала, на следующий день погода испортилась, их просто не было видно. Ну ничего, мне ещё предстоит в ту сторону вернуться через несколько дней.

А остановились мы у культового места под названием "Тамхи Баряаша", переводится "Трубка мира". В общем эта трубка мира здесь и установлена) Тут должен остановиться каждый проезжающий и попросить благословения на дальнейший путь. Монетку, естественно, оставить или сигарету. Или закурить очередную.


Мы ехали в Монды - приграничный посёлок с Бурятией. Каждый майские праздники сюда стекаются сотни и сотник туристов - покорить Мунку-Сардык (бур. "вечный голец"), наивысшую точку Восточного Саяна. Мне рассказали, что тут очень редко бывает, чтобы весь день светило солнце, обычно хмуро и пасмурно. На протежении всех 2,5 часах пути мне ни разу не наскучило смотреть в окно. Простор, субурганы, горы. На подъезде к Мондам - ущелье. Едешь по этой дороге, по правую руку задираешь голову наверх, по левую - смотришь вниз, а потом раз - и всё расступается. И впереди виднеется заснеженная вершина Мунку-Сардык.
Старый добрый пёс, который несёт службу по собственной воле)

А ещё недалеко отсюда берёт начало река Иркут. Чистый, неглубокий, неширокий. Это совсем не тот Иркут, к которому я привыкла в Иркутске. Это совсем другой Иркут. Он течёт по известняку в Бурятии, потому такой прозрачный. В Иркутске дно глинистое, там он коричневый. А ещё на камнях тут лишайник, какой в Иркутской области я видела только на Ольхоне. Если он тут есть, значит тут чисто.



За полтора суток, что я пробыла в Бурятии, мне удалось попасть на три стратегических объекта, на которые просто так не пройдёшь. На одном нельзя фотографировать, на других - только с разрешения. И вообще. Ну вы поняли, граница, таможня, ФСБ. А они везунчики, внутри такой красоты служат. И понимают это! На таможенном посту в Мондах - три служебные собаки + соседский щенок, забегающий полакомиться государственными харчами)


Это пёс Енот (енотовидная собака)). Он на олимпиаде в Сочи порядок охранял - это вам не коврижки!


А история этой пары очень удивительная. Они служили в Омске. Потом там пункт то ли расформировали, то ли что, но перед этой женщиной встал выбор: либо увольняться совсем и остаться без собаки (она ж служебная), либо последовать за ней. Посовещалась эта женщина с мужем, собрали они вещички да и переехали в тьмутаракань на новое место службы собаки. Человек собаке друг.


А потом мы поехали на границу. Ну вы помните, да, что я сюда работать приехала, а не по сторонам глазеть. Не за это меня потчевали огромными пограничными порциями еды) Чего я там наработала, можно почитать тут. Особенно тем, кому надо в Монголию. Ну или на Мунку-Сардык.
Этот мужичок справа - из Иркутской области, в Монголии на озере Хубсугул держит турбазу

КПП "Монды - Ханх" находится на перевале Мунгийн-Даба на высоте 1827 метров, в 11 километрах от Мондов, в 8 км - от Мунку-Сардык. Там холодно, ветрено и не болит голова. До Хубсугула - "брата" Байкала (такой же пресноводный и самый глубокий) -  22 км. Это вообще удивительное чувство - стоять на границе двух стран. Смотреть в одну сторону - одна страна, в другую - другая. Шаг влево, и ты нарушаешь границу. Наверное, когда летаешь на самолёте, такое не испытываешь. Я же была ошеломлена. Фотографировать сторону Монголии нельзя, так что пришлось ограничиться старой доброй Россией)


А вот на обратном пути я конкретно протупила. Вернее, понадеялась на свою память и не стала фотографировать название места, где мы остановились. Ругаю теперь себя. Могу лишь сказать, что здесь все-все буряты, кто едет на Мунку-Сардык, останавливаются и просят благословления. А ещё, говорят, если загадать желание, оно сбудется, особенно если это желание девушки, сами знаете какое) Знаю только что эта статуя называется Будда Шакьямуни. 

Я, кстати, во время этого пресс-тура была единственной журналисткой из Иркутска, все остальные - улан-удэнские. Я в очередной раз поразилась, какие душевные буряты и русские, которые здесь живут. Буряты ещё очень забавно мешают русскую речь с бурятской. В разговоре между собой они то на русский, то на бурятский переходят, причём это получается так естественно. А ещё я там познакомилась с удивительным человеком - Владимиром Жаровым. Выпускник ИГУ, сам себе оператор, сам себе журналист, работает нна БГТРК. Режиссёр, активный турист. Интеллигентнейший человек, очень внимательный, скромый, с тихим бархатным голосом. Я таких никогда раньше не встречала. Говорят, в Бурятии он очень известен, чуть ли не легенда. Может, среди наших "телеков" тоже, я не знаю, я же писака) Но читала, что однажды он прошёл 180 км по горам... со сломаной ногой!

Помните, этим летом я собиралась в Монголию? Потом поездку пришлось отменить, потом совсем расхотелось туда ехать. После командировки мне снова жутко засвербило - в Монголию. Хотя бы на Хубсугул (закусываю губы, на следующий год уже запланирована Камчатка...). Владимир сказал, что перед тем как ехать в европейскую часть, лучше побывать в азиатской дикой самобытной Монголии. "Покатаешься тут пару дней по степи и понимаешь, насколько всё суета сует", - говорил он.

Вот такая интересная была моя первая командировка. А главное - именно по мне! А через 15 дней  предстояла ещё одна - в Новосибирск. На самолёте. Я не поднималась в воздух с четырёх лет.

8 комментариев:

  1. Даже после просмотра фотографий понимаешь, что все суете сует. Красавица Бурятия. Спасибо за интересный репортаж.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Анна, да не за что, я только рада делиится)

      Бурятия - это же вообще феномен для меня, открытие прошлого года. Я въезжала в УОБО (это бурятский округ в составе Иркутской области), и чувствовала себя сразу спокойно. Дважды на пару дней уезжала в Бурятию, и мне было спокойно. Тут красиво, просторно и дружелюбно.

      Удалить
  2. Алёна, спасибо за очередной кусочек другого мира и такой красоты. Пейзажи какие-то просто космические!
    как тебе повезло, что есть возможность вот так ненадолго выбираться по работе. Пусть таких поездок будет больше, надеюсь, тебе самой этого хочется)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ксюша, да это вообще что-то неверноятное!) я мимо Аршана проезжала, кстати)) В Нилову пустынь заезжала, она оказывается в ущелье, хотя представляется степью) И вообще я поражена-поражена, жду теперь следующих выходных, мы поедем в Аршан.

      У нас вообще-то редко командировки случаются, раз-два в год. Естественно все по очереди ездим) Меня редактор раньше не пускала, мол, ребёнок маленький, может накануне заболеть (впрочем, если учесть, как Кирилл в прошлом году каждый месяц болел, то она была права). Начало этого года какое-то очень активное выдалось, помимо моих двух командировок, была ещё одна в Москву у другого человека, а моя подруга вот-вот поедет... в Саратов! (ну когда бы она там побывала, если бы не командировка?))

      Пусть будут)

      Удалить
  3. ЗдОрово! То ли ты так показываешь и рассказываешь, то ли на самом деле места такие, но побывать хочется, даже очень! Кстати, Алёна, ты читала "Верный Руслан"? Вспомнила, когда рассматривала собак, хорошая повесть.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Места такие) но я ещё уверена, чтобы почувствовать красоту любого места на земле, нужно быть настроеным на это восприятие.

      Читала, Маша, пролила тогда столько слёз. Оно программное у нас было в университете. Вроде простая повесть на первый взгляд, а очень сложная, в двух плоскостях, а то и больше. И кличка у собаки не зря человеческая. Ни Мухтар какой-нибудь, а Руслан.

      Удалить
  4. Удивительные места! Я не могла себе даже представить, как "там" необычно... Совсем другой мир :-)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Да, другой... спокойный, неспешный, умировотворённый

      Удалить