12.05.2015

Город протестных настроений

У меня было два часа, чтобы познакомиться с Новосибирском. Что вообще можно узнать о городе за два часа? Наверное, очень и очень мало. Но первое впечатление всё-таки составить можно. Мне то ли не повезло с погодой, то ли с комплексом жителя маленького города, но Новосибирск для меня остался городом слишком песочно-кирпичного цвета и слишком монументальной архитектурной среды.


Вообще эта командировка стала для меня тренировкой перед Петербургом, который будет в сентябре. Во-первых, в последний раз я поднималась в небо, когда мне было четыре. Город И, помимо прочего, славится как город падающих самолётов, отсюда мозг свербит страх. Я не знаю, возможно моё сознательное достигло такого уровня совершенства, что научилось блокировать эмоции, но полёт я перенесла без истерики и даже спокойно. Во-вторых, что меня всегда делает неуверенной - это незнание технической стороны дела. До смешного: в какую сторону идти, оплачивать проезд на выходе или не входе, с какой стороны заходить в здание, сколько стоит хлеб. Это может выглядеть нелепо, но такие мелочи вполне могут вносить смуту в мою голову. Теперь я, по крайней мере, ориентируюсь в иркутском аэропорту)

Новосибирск - а вернее город Обь, на окраине которого находится аэропорт "Толмачёво" - встретил меня холодным ветром. Меня вообще в последнее время везде встречают эти потоки воздуха. Форум гражданских активистов "Сообщество", который, в общем-то, я и приехала освещать, к моему огорчению проходил не в самом Новосибирске, а в нескольких километрах от него, в получасе езды от центра города. Программа форума была очень насыщенной: с 10 утра до семи вечера. Так что я сразу с самолёта попала на работу. В семь вечера добрела до своего номера и свалилась без задних ног. В тот день мне пришлось не спать около 17 часов (учитывая подъём в пять утра и разницу во времени) и организм на это отреагировал очень круто.

А вот во второй день удалось выкроить три часа на Новосибирск. Из них час - на дорогу. С Новосибирском я знакома по долгу службы, все новости оттуда проходят через мои пальцы. Из них я делаю вывод, что протест тут цветёт и пахнет. Существует даже версия, что в Новосибирске отрабатывают всякие митинговые механизмы. Так или нет, не знаю, но моё самое любимое из всего букета - за здравый смысл. Следуя ему, собственно, я решила, что должна пройтись лишь по центральной части города и то не всей. Собственно, центр города Новосибирска - это Красный проспект. Вдоль него много, очень много разных красивых архитектурных строений, которые делятся на кирпичные начала начала 20 века и песочные, масштабные - советского периода. Я тут даже полностью деревянных построек не нашла - в лучшем случае второй этаж из дерева, а первый - из кирпича. Новосибирск - город относительно молодой, его год рождения - 1893 (в Иркутске самое старое здание сохранившееся здание датировано концом 17 века!), наверное потому "деревяшек" тут  и не видно)
Дом Сабурова или Дом товарищества "Доверие". 
Усадьба зажиточной мещанки Евдокии Константиновны Шаап (Заезжий двор), а дальше - жилой дом мещанина Рубцова
Дом купца Ивана Сурикова. В годы становления советской власти тут находилась первая революционная типография




Торговый дом купца Фёдора Маштакова. Ныне здесь расположено Новосибирское художественное училище
Дом купца Ивана Ефремова, дом купчихи Марии Жернаковой, дом купца Зейдана
Среди них я для себя особенно выделила здание нынешнего Краеведческого музея. Когда это был Городской торговый корпус. Этот дом действительно исторический, ибо именно здесь было принято решение о переходе власти в руки Советов. 

Все эти милейшие здания обрамлены огромными сталинками, современными высотками и прочая, и прочая. Новосибирск - город большой, город-миллионник, третий в России по численности населения, 12 - по площади. Возможно, последнее и сыграло роль в моём восприятии. 
Управление "Запсибзолото", конструктивизм, 30-32 гг 20 века

О, вот это здание меня особенно поразило. Его я разглядывала долго. Это 100-квартирный дом для работников крайисполкома. Строился в 1934-1937 годах. В некоторых квартирах тут были предусмотрены помещения для прислуги (о, великий Советский Союз, страна равенства и братства). Архитектор, которые его строил, спроектировал и иркутский Дом Советов. Если бы этот проект приняли, здание, в котором ныне восседает облправительство, судя по всему имело бы куда более внушительный вид.

Рядом с ним расположен современный концертный зал с НОРМАЛЬНЫМ пандусом. 


Городская детская больница скорой медпомощи. Реальное училище Дома Романовых, 1913 год. Здесь до революции готовили мальчишечек для технических вузов.


 

Я шла по этой главной улице Новосибирска, поминутно останавливаясь, чтобы что-то осмотреть, что-то сфотографировать, а в это время в мою голову на тонюсеньких ножках шла мысль. Потом она окрепла и заткнуть её за пояс уже не получилось. Вторгаясь в потоки людей, я думала о том, что, наверное, для избавления от призраков прошлого, для "чистого листа", сбежать в другой город, туда, где нет воспоминаний, - это выход. Ненадолго, но выход. Первая ступень для большой работы.  
Новосибирских художественный музей, бывш. Сибревком

Часовня во имя Святого Николая Чудотворца



Есть в Новосибирске два дома, которые видом своим создают как бы ворота. Расположены они против друг друга и оба вогнуты. Вот этот жилой дом некогда служил базой для эвакуированного НИИ измерительных приборов. Теперь тут Росгосстрах, Иль дэ Ботэ и иже с ними. Дом, кстати, был перестроен в 1950-х.



Это Дом Социалистического земледелия, ныне административное здание. Тут тоже располагался эвакуированный НИИ измерительных приборов. Вообще-то раньше существовал Радиотелеграфный завод имени Коминтерна, он располагался в Санкт-Петербурге. Из блокадного Ленинграда его эвакуировали в Новосибирск. Потом из завода выделился НИИ. Так они в Новосибирске оба и остались, с недавних пор они в одном танке.


Знаете, Минкультуры недавно решило "законсервировать" исторические центры исторических городов. Не помню, входит ли туда Новосибирск, но Иркутск - точно. Суть в том, что в границах исторических центров нельзя теперь строить новые здания и менять направления улиц. Рискую быть непонятой, но я за. Ибо офисные новостройки в центре Иркутска его уродуют. Они уже на каждом шагу встречаются, и большая часть - пустует. Зачем они нужны? Мне кажется, для Новосибирска это тоже справедливо.



Впрочем, удачный пример тоже есть. Это новое здание выглядит куда более интереснее, чем два его исторических соседа - красная постройка, в которой располагался Госбанк, и серого Сибкрайсоюза.

Советских уродцев, наверное, в каждом российском городе хватает. Но до Новосибирска мне казалось, что ничего чудовищней иркутской гостиницы "Ангара", Торгового комплекса и многоквартирника по адресу улица Декабрьских Событий, 85, не бывает. Это было жестокое заблуждение, рассеялось оно с новосибирской гостиницей напротив вокзала.



Гуляя по этому чужому городу и уже соскучившись по дому, я получила весточку от него - от родного дома. Вот вроде бы два часа лёту, а сердце сжалось так, будто оно в другой точке планеты. А всё потому что дом, он есть дом. 

 

И, конечно, после нашумевшего "Тангейзера", ну просто невозможно было не взглянуть на Новосибирский театр оперы и балета. Но, знаете, когда я увидела тут же громадного Ленина, рабочего, крестьянку и красноармейцев, мне стало смешно. Правда-правда. И ещё интересно, как в СССР боролись с несознательными голубями, котором всё равно, где сидеть и на кого гадить)

Эх... я тоже за "Тангейзер", но вандальничать-то зачем?


 

Вы знаете, я совсем не религиозна и являюсь сторонницей идеи, что вера и религия - вещи разные и даже несовместимые. Но к культовым сооружениям отношусь спокойно, с интересом и отдаю должное красоте, если она есть. В самом начале Красного проспекта, если идти от набережной, есть чудесный собор Александра Невского. Иркутск считается ещё и городом церквей, их у нас правда много, но таких примеров нет. Собор Александра Невского является одной из первых каменных построек Новосибирска, его начали возводить в конце 19 века. 
 
Советы в 30-х годах его закрыли и по "доброй" традиции сначала пытались взорвать, потом размещали там свои организации. То какой-то проектный институт, то студию кинохроники, то филармонию. Я, когда слышу все эти истории, задаюсь сразу несколькими вопросами. Во-первых, как вообще решалось, что взрывать до конца, а что нет. Ведь сравняли с землёй же огромнейший Казанский кафедральный собор, на месте которого теперь стоит Дом Советов, ныне правительство. Несколько взрывов потребовалось! Во-вторых, как работалось в этих храмах обычным советским гражданам? 
 

В той части Новосибирска, где была я, очень много скверов, сквериков, скверюшечек. Много архитектурных разных странных и не очень форм. Есть метро, в которое я так и не решилась спуститься. Был чудной человек, который зачем-то нацепил на своего лабрадора часы, очки и цепь, и каждой мимо проходящей девушке говорил, что она самая красивая. А для меня добавил: "Ты ещё и самая счастливая". Мелочь, а приятно)










Я не увидела ни знаменитого новосибирского зоопарка, ни театра "Глобус", ни кукольного театра, ни многого другого. Новосибирск оставил смешанное чувство и желание вернуться, познакомиться поближе, поподробней, пообщаться не два час, а два дня. Но ведь так много ещё мест, куда надо, хочется, можется. Разве можно растрачиваться на возвращения?









В Новосибирске, кстати, я отметила одну вещь, чрезвычайно отличающую его от Иркутска. Это бытовой, но каждодневный уровень: безопасность дорожного движения. В Новосибирске весь Красный проспект испещрён переходами, зебрами, светофорами, дорожными знаками. Ты не успел ещё подойти к бордюру, водители уже останавливаются. Мне ни разу за два часа не приходилось стоять и ждать, когда меня пропустят. В Иркутске это в порядке вещей, даже в центре города. Пока в наглую не пойдёшь, мало кто остановится. Ещё у нас пешеходы привыкли перебегать зебру. Я не делаю этого принципиально, не меняют свой темп движения и иногда машины меня просто объезжают. Можете себе это представить? Вот ты идёшь, а этому дядьке за рулём не можется две секунды обождать, просто объезжает. У здания мэрии и у здания прокуратуры! где есть камеры видеонаблюдения. Да ладно, чего уж там. На улице Марата, в центре Иркутска, где очень активно ездят машины, зебра есть только в начале и в конце, и даже перед зданием администрации Правобережного округа её нет. Впрочем, я как обычно отступила от темы.

23 комментария:

  1. у меня и бабушка, а затем и мама учились в Новосибирске в институте. Это город их молодости. И его я себе всегда представляла только по их фотографиям. По-советски монументальный, чистый, просторный. Тогда в детстве мне казалось, что это прям город будущего.
    Надо бы побывать и мне. Смотрю, что и Новосибирск не обошла мания на странные лавочки. А ещё эти ужасные наружные вывески, ох как бы их все содрать. Ну может быть это дело времени. А вообще о Новосибирске только положительное слышу.
    Алёна, ты что прям близка к решению всё поменять?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Для того чтобы их все содрать, нужно правила, концепция. Я знаю, что в Москве для некоторых улиц они действуют. в Петербурге по ним живёт Невский. Для иркутской улицы Карла Маркса, где больше всего архитектурных памятников, тоже вот-вот введут эти правила и уберут всё это уродство в том числе. С другой стороны, не понимаю, неужели для того чтобы не портить облик города, действительно нужны правила и санкции?

      Новосибирск - культурная столица Сибири, этим всё сказано) тут правда много всего и люди свободные, и город хороший. Правда, говорят, Красноярск удобней для жизни.

      Нет) Просто эта мысль так пришла в голову сама собой. Окажись я тут пару лет назад, может, и собрала бы вещички. Но если дело пойдёт, так как идёт сейчас, и дальше, то придётся мне паковать чемоданы и перебираться из Азии в Европу. Я уже даже с этим смирилась)

      Удалить
    2. "Правда, говорят, Красноярск удобней для жизни." А как определяется какой город удобнее для жизни? Я бываю и в Красноярске, и в Новосибирске. Оба города очень активно строятся. В Новосибирске много точечной застройки в центре, что по моему мнению не украшает его, а в Красноярске больше идет застройка новых площадей. Пробки страшные и там и там. Не знаю, может быть с вводом нового моста Новосибирск разгрузился. Последний раз там была год назад. Вообще я люблю Новосибирск. Он заряжает меня энергией. Там легче и проще вести бизнес, чем, например у нас в Кемерово. У нас все под строгим контролем губернатора. А там как-то проще, свободнее. Конечно двух часов мало.

      Удалить
    3. Татьяна, у каждого ведь свои критерии удобства) Для меня, например, как для пешехода центр Новосибирска оказался удобней, чем в Иркутске. В Красноярске я ещё не была, потому просто ничего сказать не могу, тут уж полагаюсь на опыт других, моей подруги, которая и в Новосибириске, и в Красноярске была и не такое короткое время, как я)

      А пробки... где же их нет) в Иркутске так это главный атрибут, особенно зимы)

      Удалить
  2. Интересный город, но появилось ощущение неоднородности и непродуманности общей картины.
    Я вот тоже всегда задумываюсь, стоит ли возвращаться в места где была, но что-то не досмотрела...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Мне кажется, что непродуманность вообще свойственна российским городам)

      У меня ещё в этом плане всегда стоит финансовый вопрос. Дороговато по России путешествовать) тут хоть не за свой счёт ездила)))

      Удалить
  3. Алёна, это не выход... совсем не выход... можешь поверить мне, которая когда-то тоже так считала...
    спасибо за Новосибирск, там живет моя подруга, и теперь я хотя бы знаю, как выглядят улицы, по которым она явно бродит.
    Тоже бросились в глаза эти уродующие вывески. Неужели, и Иркутск скоро подчистят? было бы здорово)
    а в этом доме, на Дек.Соб., мы чуть не стали жить. Там безумные планировки и вообще атмосфера нездоровая, слава Богу, мама отказалась от этого варианта)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ксюш, эта была просто мысль, пришедшая в голову человеку, которому уже особо-то и не от чего бежать) Всё хорошо, стабильно пока что)

      Карла Маркса обещают, посмотрим, выполнят ли) С этой улицей вообще большие планы связывают, её чуть ли не пешеходной собираются сделать)) Хотя, на мой взгляд, Тимирязева и Дзержинского куда в более худшем состоянии, чем Карла Маркса.

      Слушай, я в этом доме работала во время переписи) Говорят, раньше это была гостиница. Там есть всё же примилейшие квартирки - те, что угловые. Они однокомнатные и выглядят как студии. Ну и с верхних этажей там чудесный вид. Но в остальном - муравейник муравейником, да.

      Удалить
    2. а мы как раз живем на Тимирязева (и до сих пор грустно, что ее все вырубили) и смотрели в том доме именно угловую квартиру, на самом последнем этаже, на стороне ближе к Танку. И там была просто уродская балка на потолке. Я правда не слышала, что там раньше была гостиница.
      а то, что бежать особо не от чего - это хорошо... препротивное чувство, когда надо....

      Удалить
    3. Ксюш, ты имеешь ввиду квартиры, который по краям дома? потому что я говорю о тех, которые посередине, там где обе части дома соединяются и создают угол. Оттуда открывается вид как раз на цент города. Возможно, там и есть балки, но я тогда от вида из окна оторваться не могла, тем более, что вокруг моего дома всё застроено, глаза упираются в соседние здания. Потому, когда у кого-то за окном простор и пространство, я уже ни на что другое обращать внимание не могу)

      Удалить
  4. Мда... Пожалуй, из всего Новосибирска мне понравилась только ты и очкарик лабрадор)
    Неуютный город. Хотя, может, погода так повлияла и то, что зелени пока особо нет.
    Огромные площади, закатанные в асфальт или уложенные плиткой. Скамеечки есть, но это скамейки ради скамеек.

    Я поддерживаю идею сохранения культурно-исторического облика центра, тем более что современные архитектурные ваяния красотой не отличаются)

    Радует хоть, что с движением все более-менее нормально)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Лера, мимими, спасибо)) Я думаю, что во всём была виновата погода!) Но в монументальности Новосибирску не откажешь, это да. Мне не то чтобы он не понравился, просто мы с ним не срезонировали никак.

      Удалить
  5. А мне бросились в глаза грязные машины. Мы свою машину за целый год помыли два раза и то после того как съездили за город, дорога была не осфальтированная. А так, птички накакают - дождик смоет. И везде вокруг чистые машины, автобусы. Российские города конечно поражают своей широтой. Здесь улочки, дороги гораздо уже. А ещё голые деревья! У нас они не бывают голыми. Наверное я уже никогда больше не смогу НЕ сравнивать, каждый раз смотрю и сравниваю, хотя сама понимаю, не всегда уместно. По фотографиям (не считая машин) город показался чистым, ты как считаешь?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Новосибирск правда чистый. Там есть свои жкхашные проблемы, которые бросаются в глаза, но с точки зрения чистоты - это ты точно подметила, Маша. Но для меня вообще загадка, почему и машины, и дома очень быстро становятся грязными, откуда эта пыль берётся. Как в НЗ с ней справляются? не моют же улицы?))

      С голыми деревьями в России уж ничего не придумаешь, из зимой в нашем климате озеленяться не заставишь)))

      Удалить
    2. Зато сейчас, когда всё распускается, не представляешь, как я радуюсь всем этим молоденьким листочкам, яблоням, черёмухам! Каждый день ходу с улыбкой до ушей - и так каждый май)))

      Удалить
    3. Алёна, мы вот с Виталей над загадкой русской грязи не один год думаем. Откуда она и почему её нет, например, в Америке. Мы уже даже исследовали американские тротуары. Пришли к выводу, что это сложный и до мелочей продуманный механизм. Когда не скапливаются лужи и не образуется грязюки ни на дорогах, ни на тротуарах. И плюс в основном там убираются сами люди, кто живёт на конкретно этом участке тротуара и кому неприятно видеть грязь под носом. Короче, не ждут мифических дворников. Пока такие наблюдения ))

      Удалить
    4. Алёна, представляю! Весна в России всегда была моим любимым временем года, здесь конечно нет такой весны, когда всё умирает на полгода, уходит в спячку, холод, слякоть, и уже не веришь, что будет конец, как вдруг... не иначе чудо:)) По снегу, как ты знаешь, не скучаю совсем, а вот по ранней весне всё-таки скучаю.

      В том-то и дело, что машины не моют, а они чистые, как новые, правда. Не знаю, в чем причина. Дома ходят в обуви, я сама хожу! потому что чисто, вообще не помню, чтобы грязь, пыль. И это с учётом того, что дождь здесь не как в России, неделю может идти ливнем, и всё равно нет луж, совсем нет! Куда всё девается, может горы, холмы, здесь всё время вверх-вниз, может канализация как-то по-умному устроена.

      Удалить
    5. Алёна, дворники существуют!)) У меня под окном каждое утро метут)) А в Европе? Где ты была, по крайней мере, там как дела обстоят?

      Маша, если бы мне пришлось уехать туда, где круглый год фактически зима или лето, я бы тоже скучала по ранней весне и ещё по осени. Это же ещё и смена обстановки, и разнообразие.

      Сдается мне, девочки, что львиная часть дела заключается в качестве ливнёвок и отсутсвии/наличии ям на дорогах.

      Удалить
  6. Кстати, вот мой муж пару раз был в Москве в командировке и говорил, что машины там грязнющие и их особо не моют часто, т.к. смысла в этом нету... Может это из-за размеров города зависит: смог, загазованность и т.д. В Варшаве не скажу, что все печально с этим, но пылится всё и по дому обутым особо не походишь. Может просто фишка в том, что в НЗ или США с экологией дела лучше обстоят?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Татьяна, вполне возможно, что и экология в этом тоже свою роль играет, да. Может, и от климата что-то зависит. А вот грязь на дорогах бывает в Варшаве? Или на тротуарах? Может быть, еще зависит от всяких тонкостей типа уборки-неуборки опавших листьев. Или уровня земли на площадках, отведённых под кустарники, газоны. Загадка загадок прямо)

      Удалить
  7. Вклинюсь немножечко про грязь) Тёма Лебедев писал: http://tema.livejournal.com/1620372.html

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Короче, всё элементарно и до безобразия просто(

      Удалить
    2. Как ты хорошо сказала, Алёна:)) Про безобразие:)) Да, да, узнаю, всё так и есть - бордюры, укрепители, щебень. Это настолько просто и элементарно, что не замечаешь даже.

      Удалить