26.04.2015

Нам (не) страшен тонкий лёд

Ехать или не ехать. Ехать или не ехать. Сомнения меня раздирали. Потому что тонкий лёд и нет рядом мужского плеча, как в прошлом году. Но таки ехать уговорили, потому что прогуляться от Ангасолки до Слюдяки - дорогого стоит. Это, знаете, отдых для ушей (абсолютная тишина, если молчать), глаз (просторы, горы, просторы), носа (кислород!), и фитнес для тела. Фитнеса в этом году на 15 км было завались. 


Электрички я люблю. Даже начала подумывать о том, чтобы ездить до центра города из своего района на них. А что, самый демократичный и экологичный способ. И люд там собирается колоритный. Студенты, активные пенсионеры, алкоголики, тунеядцы, кто читает, кто спит, кто песни поёт такие задушевные, что машинист через громкую связь просит повторить. Пить не пьют, даже в тамбурах не курят - транспортная полиция бдит. Нынче я в электричке встретила двоюродного брата моей мамы, которого не видела лет пятьсот. Я его даже не признала сначала, сообразила только на половине пути. А он меня стразу индентифицировал, сказал, на маму очень похожа. Ещё нынче с нами был кириллкин друг - котёнок Розочка) Да-да, мальчики тоже способны на нежности)



А ещё из окон электричек всегда чудесные виды. Смотришь и глаз радуется: тут лес, тут поле, тут не пойми откуда деревня или дачи. Красота. Солнце, март, природа.

До Слюдянки можно дойти из разных точек. Многие выходят раньше станции Тёмная Падь, до которой мы ехали, особенно лыжники. Они и расстояние преодолевают большее, чем пешкодрапающие. А вот эта компания студентов, душевно поющих, молодых, энергичных, шла в том же направлении, что и мы. Правда, им надо было всего лишь до турбазы в Ангасолке дойти. Нам же, ну вы помните, только хардкор, никаких ночёвок, напрямую до Слюдянки, причём в ограниченное количество времени, а то ни маршрутки, ни обратной электрички тебе. На всё про всё максимум шесть часов. И 15 км. И вообще, как выяснилось, непротоптанная нынче дорога.


Самое крутое - во всех смыслах - это спуститься от станции вниз по скользкой горе. Хотя в прошлом году мне показалось, что она была более устрашающей. Кирилл нынче так вообще с неё сбегал на такой скорости, что меня пару раз чуть Кондратий не хватил, как говорят у нас в народе. Зато у ребёнка счастья не оберёшься, подумаешь, что мама едва седых волос не заработала.

Впрочем, несмотря на хардкор, в Ангасолке мы всё же остановились, чтобы подождать вторую партию группы, которая выехала позже, и поесть. В Ангасолке есть столовка, где довольно вкусно готовят.  А ещё там во всю стену ретро-карта!

Народ нынче, видимо, внял призывам МЧС и массовых переходов не было. Организатор традиционного "Шлёптура" даже решил не рисковать. Что в общем правильно. Но тот факт, что людей мало, мы прочувствовали на себе. Кирилл ничего не понял, он катился на санках, хотя с километр  таки прошёл. А вот я, тащившая его по нетоптанной тропе, иногда проваливаясь в снег, ощутила всю прелесть физнагрузок. Хвала языческим богам, рядом был человек, иногда перехватывавший у меня санки. И как жаль, что "мужское плечо", котрое бы взяло на себя всю нагрузку, укатило в Москву. Кириллу впрочем радоваться не долго - 2016 у него объявлен годом без санок.

Когда идёшь от Ангасолки до Слюдянки поражает очень сильно, что тут нет ветра, хотя местность открытая. И очень жарко, пока двигаешься. Растёгиваешь верхнюю одежду, даже снимаешь её. Некоторые суровые сибирские парни и девушки вообще ходят в одних футболках, особенно когда светит солнце. Мы в это раз застали два вида погоды - солнечную и пасмурную. И вот когда на второй половине пути останавливались передохнуть, становилось не то чтобы холодно - просто до костей пробирало.

Как и в прошлом году всё было завалено снегом, но островки льда мы всё-таки обнаружили! Кое-где возникало ощущение, что мы стоим не на льду, а на воде. Это невероятно. И страшно. Потому что тут начинаешь понимать, что ты во власти природы, а не наоборот. И если лёд разойдётся -  а местами нам встречались довольно большие трещины - то ничего не сделаешь и не спасёшься.


За километр от берега наши уши стали слышать весьма подозрительные звуки. Сначала думалось, что показалось. Потом были удивлённо и настороженно вскинуты брови. Звуки, похожие на взрывы где-то под водой, периодически повторялись. Вероятно, в самом низу, у своего основания лопался лёд, каждый раз отправляя человеческое сердце в пятки. Ибо в километре от берега на Байкале глубоко. И холодно. Тогда мы так сильно прибавили шагу, что мигом долетели до конца.

Итак, Слюдянка. Я тут ни разу не была, только видела её с виадука. Этто было печальное, серое зрелище. Нычне мы решили возвращаться на маршрутке, потому с вокзала дошли до города. Хотя так Слюдянку сложно назвать, но официально она носит именно этот статус. Потом, через несколько дней, я снова тут оказалась, возвращаясь из командировки в Бурятию (о, я обязательно вам расскажу!), и сделала несколько дополнительных кадров. Первое что открывается всем походникам с "той" стороны - это Свято-Николькская церковь 1914 года. С 29 по 40 какой-то год в ней был клуб, ещё тут жили солдаты. Но обязана Слюдянка этой церковью Николаю II. Она является памятником архитектуры федерального значения, хотя и не имеет своего первоначального вида - в 2008 её перестроили, после землетрясения. Я его прекрасно помню, кстати, в тот день, будучи уже беременной, сидела на медосмотре у окулиста, когда поликлинику затрясло. И это в 65 км от эпицентра! Сотовая связь была нарушена, у людей паника. Ужас в общем. А в Слюдянке, Байкальске - и того хуже. Хотя мощных разрушений особо не было - поскольку тут сейсмоопасная зона, все здания ещё в совесткое время строились с учётом этого.


Ещё в Слюдянке есть чудеснейшая водонапорная башня 1900 года, тоже памятник федерального значения. Она такая колоритная, что хочется её осмотреть повнимательней. Её построили ссыльные поляки, модерн, неоготика (о как я люблю этот стиль вместе с более ранней готикой!) А рядом с башней сейчас стоит паровоз "Лебедянка".

Всё остальное из того, что я увидела в Слюдянке, меня не впечатлило. Хотя есть ещё парочка очень красивых зданий, наверняка тоже имеющих свою архитектурную историю. Наверное, сюда надо вернуться летом, тогда будет повеселее. Потому что я ещё ниразу Слюдянку ни издалека, ни вблизи не видела солчнечной, она постоянно какая-то пасмурная. Ещё меня не покидает мысль, что, если бы тут вместо коробок-хрущовок, которые вообще нигде и ничего не украшают, были построены премилые домики коттеджого типа или в духе фахверков, то Слюдянка была бы весьма приятным городком у озера с одной стороны и у подножья Хамар-Дабана.

Кстати, помните певицу из 90-х Алису Мон (Алмаз этих бесценных глаз Как музыка в стиле джаз)? Так вот, она отсюда, из Слюдяннки. А заменитая "Звезда в шоке" из соседего посёлка Култук, что с бурятского "тупик" и это тот случай, когда название отражает содержание.

Ну и напоследок забавный короткий диалог, случившийся у меня с одной местной жительницей, пока мы ждали зелёного цвета светофора.

- Здравствуйте. Вы, что, турист?
- Ну типа того. Я из Иркутска.
- Понятно.

10 комментариев:

  1. Алена, мои вам очередные восхищения с Кириллом) вот ты парню впечатления на всю жизнь копишь)
    Я тоже этот маршрут проходила, мы так на работе 8 марта праздновали. Незабываемый был переход-то в футболках, то в куртках) и эта звенящая тишина вокруг...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Я хочу, чтобы он вырос активным туристом, надеюсь, не переусердствую)) Мы же, Ксюша, едем на майские праздники в Аршан! Доберёмся наконец-то)

      Ну там, правда, жарко, когда идёшь))

      Удалить
  2. Здорово! Сразу вспомнила свой февральский поход по Южному Уралу) Спасибо. Невероятно красивые у вас места. Мечтаю увидеть Байкал.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Анна, а я хочу на , Южный Урал! И куда только я не хочу)) Я думаю, что если поставить себе задачу, то многое может сбыться, самым невероятным путём.

      Удалить
  3. Воот, а я местным вру, что в России землетрясений нет. Алёна, как всегда - новый мир, я такой не знаю. Очень красиво и очень интересно!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Маша, в Иркутске они более чем есть) несколько раз в месяц Байкал трясет, не все, конечно, сильные, но было пару раз на памяти сильные. Одно помню, про которое Алёна упомянуло, второе, сильнее, было в 1999 году. Я после него не могла спать полгода. Так испугалась, что ложилась спать, а стены как будто тряслись. На самом деле, очень жуткие впечатления. Особенно ночью.

      Удалить
    2. Маша, в европейской части Росии их, по-моему, действительно нет). А вот у нас, правда, почти каждый день Байкал трясёт (эпицентры именно в озере), только магнитуда небольшая, не чувствуется. Пару раз в год бывает, что сидишь и вдруг всё как затрясётся, но это единичные толчки. В Бурятии нынче много землетрясений. В 2008, кстати, сильных толчков было несколько, два или три. Из поликлиники я тогда точно раза два выходила на улицу, а авиазавод, который там рядом, вообще по домам распустили на тот день)

      Я думаю, кстати, что где-нибудь на Кавказе и Камчатке это также вполне обычное явление. У нас на севере области, например, нет, только на юге, рядом с Байкалом. Причём если в Иркутске, например, четыре балла, то в той же Слюдянке все восемь.

      Ксюш, я тоже его помню, оно же ночью было, полгорода тогда из домов повыбегало, мы тоже, мы тогда ещё в Университетском в девятиэтажке жили. И это, кстати, тоже было тёплое время года какое-то, но точно не лето, потому что на следующий день в школу мы пошли.

      Удалить
    3. Алена, оно было точно до конца марта. Я помню, потому что в этот год, в последние дни марта не стало моей бабушки. А мне в память врезалось, что я вскочила от толчков, к ней побежала, а она сидела невозмутимо.
      Еще одно было кстати году в 96-97. Даже день помню- 1 июля. Это был ее день рождения, а город весь в панике на улице был.

      Удалить
  4. о мама мия, рисковые вы ребята! Даже тут в Москве говорили какая теплая нынче зима была в Сибири и что Байкал толком не замёрз. Да ещё лёд где-то в глубине трескался, мамочкииии ))) но красота, конечно, что и говорить! Алёна, ты просто замечательная мама, восхищаюсь!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Алён, на самом деле, за неделю до того мои закомые с детьми ходили там, сказали, что всё нормально, я только после этого решилась идти. Так бы не пошла)) Байкал замёрз, конечно, но лёд был тоньше, намного тоньше, чем обычно. А вообше, у нас зимы фактически не была, ранняя весна все четыре месяца))

      Обычная я мама, иногда не очень хорошая)

      Удалить