02.03.2015

Двухдневное путешествие, или Куда потратить последние деньги

Если мне предстоит когда-нибудь покинуть свой город, я заранее жалею саму себя, что могла бы упустить возможность побывать в Бурятии, которой в итоге отдала маленький кусочек своего сердца. Это был мини-трип, уложившийся в двое суток. Я ещё с мая собиралась в "мекку" российских буддистов - Иволгинский дацан, но как-то всё откладывалось. А потом сложилось в конце сентября. Вообще-то я планировала съездить одной, но неожиданно возгорелась желанием поехать в Бурятию и моя несостоявшаяся свекровь (да-да, у меня настолько странные отношения с миром)), потому мы взяли детей и рванули. Сели на ночной поезд и за восемь часов добрались до Улан-Удэ. Прибыли туда где-то в семь, два часа тусили на вокзале, а потом уже отправились по маршруту.
Бурятию называют солнечной - практически круглый год здесь ясно. Но нас встретил неприветливый промозглый Улан-Удэ. Погода, как назло, испортилась именно в ту субботу. Шёл противный мелкий снег, выл пробирающий до самой сути ветер. Да, ветер, пронзительный, холодный ветер - это, пожалуй, один из моих личных символов Бурятии. Он дул даже на следующий день, когда разъяснило, и, казалось бы, стало тепло.


Первое, что мы сделали перед выходом в город: позавтракали в обычной привокзальной забегаловке. Чем? Конечно же позами. О, все языческие боги вместе взятые, бурятские позы - это нечто. Они в разы вкуснее ольхонских, и мне иногда хочется вернуться в Бурятию именно за позами.

Кстати, кто действительно мне не встречался в Иркутске, так это наглющие таксисты, которые в Улан-Удэ ловят своих жертв уже на перроне. Не ведитесь, если будете там, деньги они дерут бешеные. Мы же путём тыка пальцем в небо и с помощью местных начали искать автобусную остановку, чтобы добраться до главной площади Улан-Удэ - площади Советов со знаменитой огромной головой Ленина. Уже с первых же шагов на перрон стало ясно, что этот город - дикое смешение буддиских и христианских, совковых и современных примет. А ещё Улан-Удэ уж очень многоскульптурный.

Юные путешественники
Остановку-то мы нашли, но сели не на ту маршрутку. Мы вообще много раз садились не туда) И при этом НИ один маршрутчик, к которому мы пришлись не по адресу, не взял с нас платы! Они только подсмеивались) В Иркутске - это вообще нонсенс. По Улан-Удэ, кстати, бегают микроавтобусы Фордики и Скании, никаких тебе пазиков или других больших автобусов. До площади Советов мы таки добрались (это уже на обратном пути выяснилось, что до неё от вокзала пешком ближе)). А по пути встретили самого Александра Сергеевича.



А это знаменитый театр оперы и балета Бурятии. Труппа каждый год приезжает летом на гатсроли в Иркутск. Я была на их "Лебедином озере" и "Буратино" с Кириллом. Они чудесны.

Фонтан рядом с театром очень красив, огромен и с подсветкой. Вообще центр Улан-Удэ выглядит гораздо современней Иркутска, но и меньше по размеру. А окраины - копия Ангарска - города в нескольких километрах от Иркутска. Зато в Улан-Удэ есть специальные контейнеры для вторсырья)


Та самая голова
Иркутск расположен на равнине, Улан-Удэ - среди гор. Потому, куда ни кинь взгляд - везде горы, и это так здорово. Но что ещё больше меня удивило, так это люди. За два дня я тут повстречала столько приветливых и готовых прийти на помощь людей, сколько в Иркутске и за две недели не сыщешь. Первый сюрприз нас ожидал именно на площади Советов, когда мы, разглядывая уличную карту (как эти стенды полезны, всё-таки!), гадали, куда нам пойти, чтобы сесть на автобус до Этнографического музея народов Забайкалья - большого музейного комплекса под открытым небом, аналогом иркутских Тальцов, только больше по площади. К нам подошла девушка Надя, и спросив, нужна ли нам помощь, рассказала, куда идти и на какие автобусы садиться. А потом предложила довезти нас на своей машине до места! Бесплатно. По дороге провела мини-экскурсию, ответила на все-привсе вопросы, про то, что свет стоит почти 4 рубля (у нас 82 копейки!), про то, что в Улан-Удэ большая проблема с застройкой, почти весь частный сектор незаконен, про то, что в дальних деревнях до сих пор сохраняются старые традиции. А потом дала свой сотовый. На всякий случай.


В музее есть ещё "Живой уголок". Там множество животных на довольно большой территории. Предвосхищая тех, кто не любит зоопарки: я знаю, животных жаль, но ещё я знаю, что большинство из них не приспособлены жить в дикой среде, и надо прежде подумать, где им лучше. Хотя баранов, коз и коней мне действительно в это раз было жаль..


Самые свободные местные обитатетели

Вот после зоопарка мы уже пошли осматривать экспонаты. Музей поделен на зоны. В археологи чеком комплексе - захоронения бронзового и железного веков из Иволгинского района Бурятии. В бурятском комплексе - традиционные юрты, дуган, зимние усадьбы, амбары. В городком комплексе - деревянная церковь,дома. Есть ещё старообрядческий русский комплекс, эвенкийский, казачий. И позная!))) В ней мне довелось заглянуть на кухню. Прямо посреди помещения сидел настоящий бурятский мужчина, большой, жёлтый, с сильными руками, которыми он и лепил позы. Женщины занимались другими делами, стряпали блинчики, убирали, мыли. Но позы, сидя на почётном месте, лепил мужчина. Это были божественные позы.





Если честно, я не знаю, какой из комплексов мне пришёлся по душе. Вот что действительно неприятно обескуражило - так это то, что практически никуда нельзя было зайти. Открыты были только пара-тройка помещений, на остальных решётка. Может, мы просто попали в неудачный час, было раннее холодное утро, посетителей не ждали. Но в Тальцах всё гораздо доступней.


Вот в этой церкви можно подняться на самый верх, что мы с Кириллкой и сделали. Страшно и интересно.

Таким были наши первые полдня в Бурятии. У меня, если честно, чуть глаз не выпал от количества фотографий, потому посты снова придётся разбивать, надоедать вам. Готовтесь, дамы и случайные прохожие господа)

10 комментариев:

  1. Ого, сколько вы успели увидеть всего за полдня!
    а это точно ТА самая голова? я думала, она внушительнее))))
    Ивалгинский дацан - это моя мечта.. буду ждать рассказа о нем)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ксюш, у нас было всего два дня - суббота и воскресение, потому всё выдалось таким насыщенным) Голова ТА самая, в живую она вызывает невероятные впечатления, по фото - ничего особенного. У меня челюсть отпала, когда я её увидела)

      Мало того, что мы съездили в этот дацан, мы ещё попали на редкое мероприятие - в тот день был открыт доступ к нетленному ламе Итигэлову, такое случается раза три в год, по-моему. Более того, это был день его рождения. При этом дату поездки я специально не подбирала и узнала о выносе, уже когда у нас билеты на поезд был на руках.

      Удалить
  2. Вот это поездка... Сейчас осознала, что о России я вообще ничего не знаю!!! :-) если Вы не против, подпишусь на ваши статьи, уж очень увлекательно читать ;))))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Евгения, ко мне на ты))) конечно, я не против, я только рада, мне приятно, что мои корявые рассказы, наспех набранные, для кого-то увлекательны)

      Я думаю, что большинство русских не много знает о России, мало интересуется её историей и географией. Я сама пару лет назад только начала проявлять интерес к своей собственной стране.

      Удалить
  3. Интересно, красиво, вы молодцы! Я ещё конечно вернусь и всё пересмотрю, за один раз никак. Очень очень красивые терема, узоры. То что дружишь с "несостоявшейся свекровью" это ты круто конечно:))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Маша, с хорошими людьми всегда дружить надо) ну и шкурный интерес никто не отменял, это жеж помощь дополнительная)

      Удалить
  4. Какой интересный микс культур! И я буду очередным человеком, который скажет, что про Россию ничего не знает. Она такая большая.
    Первое фото гипнотизирует. Вообще обещание постоянных ясных дней звучит очень заманчиво, если бы ещё не ветер.
    Лисы на фотографиях такие милые, прям как котики :) Ещё белка удивила, она ж почти чёрная, нет? Я думала есть только рыжие и светло-серые :)
    А ажурные домики - красота! Бурятия меня заворожила =)
    Да, кстати, что такое позы? Мне почему-то представляется, что это местная разновидность пельменей :/ специально не буду у гугла спрашивать, поинтригую себя, подожду ответа)))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Татьяна, мы были в последних числах сентября в Бурятии, там как раз начался сезон ветров, но до этого было тепло, нам так рассказывали. Вообще в день отъезда, 28, кажется, числа испортилась сильно погода и в Иркутске, а когда мы подъезжали к границе между Иркутской областью и Бурятией вообще выпал снег.

      Белка тёмно-серая, да, они вроде к зиме меняют окрас просто. Может, она просто исключение из правил)

      Ажурные домики - это как раз русский старообрядческий комплекс, у нас в Иркутске таких много. Для Улан-Удэ такие не типичны, в центре города я вообще ничего подобного не заметила. В посёлке, где мы потом стояли, тоже.

      По большому счёту, позы - это в какой-то степени действительно большие пельмени))) Но вместе с тем не пельмени совсем. По виду позы как кулёчек с отверстием из тестра с мясом и бульоном внутри, похожи на хинкали или манты, только больше. Есть их нужно исключительно руками: сначала надкусить, затем выпить бульон, затем уже есть всё остальное. В большинстве позных как в УУ, так и в Иркутске даже столовые приборы не предусмотрены. Конечно, очень калорийные, жирные, но бурятская пища вся такая суровая) По-бурятски позы звучат как "буузы", кстати.

      Удалить
  5. фотографии просто сказочные! А ворота 1906 года прям вообщеееееее! Надо же, вот это красотень, никогда такие вживую не видела. А ещё покорили виды городские на соседние сопки тоже с улицами. Алёна, нисколько ты не надоедаешь, ты что! Ты показываешь просто уникальные места и виды. Спасибо!!!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Алён, я эти ворота несколько минут разгядвала) Всё думала: они же наверняка полостью вручную сделаны, умели же люди!

      Ну могла бы и в один пост уложиться, а не в стопятьсот)))

      Удалить