20.09.2014

Ольхон. Священные места

Знали бы вы, как мне сложно даётся каждый пост об Ольхоне! Каждый раз я будто пробиваю киркой  тоннель в горах, как когда-то ссыльные на КБЖД. Я то реветь начинаю, то остро хотеть обратно, то просто зависаю на какой-нибудь фотке оттуда - истеричка ни дать, ни взять).

Так о чём это я? Ах, да о священных местах, сэргэ и прочее. На Ольхоне куда ни глянь - то святое место. Не стоит удивляться, если вдруг окажется, что вот этот пенёк, или камень, вросший в землю, - объект поклонения. На Ольхоне регулярно проходят съезды шаманов. Шаманизм здесь - это исконная "реглигия", к нему когда-то примешался буддизм, создав особый сплав двух филосфий. В Хужире есть православная церковь, но, как я уже говорила, русским, и уж тем более, православным духом тут не пахнет.

Самое известное святое место Ольхона - мыс Бурхан (в перводе "бог, будда"), или Шаман-скала, или Шаманка. Таким Бурхан предстал перед нами в наш первый день:

Таким он был потом:


Бурхан - одно из самых почитаемых мест среди шаманов на Байкале. Раньше здесь проводили шаманские обряды, а позже, насколько я знаю, на Бурхане был установлен буддийский алтарь. Древние шаманы проводили тут культовые жертвоприношения хозяину Ольхона. Рядом с ним хоронили шаманов. Очень долго к Шаманке даже близко приближатся нельзя было, а для женщин и детей это место вообще было табуированным. Считалось, что Бурхан обладает такое силой, что может негативно сказаться на психике человека. Это место очень уважали, до того, что всадники, которым приходилось проезжать мимо, обматывали копыта коней кожей, чтобы не шумели, а сами спешивались. Вообще с Бурханом связано много легенд.

Сейчас никто ничего не боится, лазят на Шаманку, спускают ноги вниз и сидят. Это при том, что при в ходе на территорию мыса (она огорожена) стоит щит с предупреждением о запрете. Местные говорят, что зря туристы не боятся. Хотя бы раз в год, но кто-нибудь срывается с Бурхана. Кирилл тоже хотел залезть, но я не решилась. Я, признаться, даже на берегу рядом с Бурханом сидеть опасалась.  А берег там - живописный.

Если подняться вверх от Шаманки, то можно увидеть 13 сэргэ или столбов для коновязи.

Сэргэ условно разделены на три части - верхнюю, среднюю и нижнюю. По поверьям, к верхней привязывают своих коней жители небес, к средней - люди, к нижней - обитатели подземелья. По Ольхону, да и вообще по всем буддийским местам, можно встретить такие сэргэ. Это могут быть даже деревья. Оказалось, что ширина и материал лент имеет значение. Но у меня голова дырявая, я запамятовала, какие где и кто их повязывает. Ленты бывают широкие и узкие, из атласа и шёлка. Какие-то из них повязывают буддисты, какие-то - шаманисты. Только на Ольхоне я узнала, что лучше эту традицию им и оставить, а вот жертвовать никто не запрещает: мелочь, сигареты, рис, печенья... Считается, что так у духов можно попросить удачи, счастья, любви.

Эти сэргэ, кстати, молоды - их установили в начале 2000 годов. Помимо прочего и для утилитарных целей: преградить проезд туристам, которым на все табу пофигу, к Бурхану. Позади столбов - камни, на их месте стояли старые сэргэ.  

Кстати, о деревьях. Есть на Ольхоне священная берёза. Она на острове вообще единственная, и не понятно, как здесь оказалась. К её корням принято также делать подношения. И вообще, если ехать на Ольхон, надо запастить мелочью, она понадобится. Берёза растёт в местности "Семисосны" к югу острова. Раньше это был административный центр. Теперь напоминают о нём лишь заброшенные деревянне дома да небольшое кладбище - совсем небольше, могил пять. Там захоронены обрусевшие буряты,  "исконных" принято было сжигать. Берёзу, кстати, нужно обнять)
Вооон там - Семисосны
Самая северная точка Ольхона - мыс Хобой. В переводе с бурятского "клык". На Хобое проводили и проводят ритуальные обряды шаманы, это же место избрано для медитаций. Здесь ежегодно проводят тайлаганы - жертвоприношения. Там есть сэргэ, туда нужно обязательно положить копеечку.  По левую сторону Хобоя - Малое море, по правую уже Большое море.
Большое море
Малое море

Западнее Хобоя расположен мыс Шэнтэ-Левый или мыс Любви. Говорят, с воды он похож на сердце. Левая сторона - мужская, правая - женская. Тут произведя жертвоприношения можно загадать себе супруга, ребёнка и так далее. Если хотите мальчика - налево, девочку - направо, супруга - направо, супругу - налево)) Ну вообще у всех ассоциации разные с этим мысом, тут уж в меру испорченности)


Отсюда видно и Хобой:

На юге есть Курыканская стена. Для чего её складывали - непонятно. Но местные за неё не заходят, говорят, там сильная энергетика, и им становится плохо.

В общем-то вот. Это лишшь малая часть от того, что я рассказала)) Я буду ещё долго мучить вас Ольхоном!)) А ещё у меня в запасе - не только Ольхон, а как минимум три мини-путешествия, на всю зиму хватит!))

4 комментария:

  1. Алёна, фотографии как открытки!!! так приятно с тобой снова во все эти места вернуться) меня, кстати, на Хобое очень сильно скрутило, так плохо стало ни от чего, что я поверила во всю энергетику этого места и острова.
    Мне вот тоже непонятны эти стремления людей "совершать" обряды, значение которых они не понимают... вот взять эти же ленточки, ведь какую только, прости, хрень не вяжут, даже пакеты полиэтиленовые*(((

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. А мне вот везде на Ольхоне было хорошо. За последние несколько лет впервые чувствовала себя спокойным и здоровым человеком) Ладно ленточки, бог с ними, но вот пакеты, бейсболки и прочее - это да. Бред. Лучше мелочь и печеньки класть. А ещё мне кажется, надо очень хорошо понимать, зачем это делаешь, а не бездумно везде всё раскидывать и развешивать.

      Удалить
  2. Очень интересно, Алён!

    А шаманы проводят ритуальные обряды обособленно или туристы тоже могут присутствовать?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Лера, вроде проводятся обряды для туристов, но это скорее показательный выступления. Всё-таки шаманы чтят традиции, верят в духов, и настоящие тайлаганы проводятся скрыто от праздных глаз, я думаю. Знаю, что индивидуально можно встретится с шаманом.

      Удалить