17.08.2014

Читайте

«Я уверен, все будет хорошо. И, вероятно, будет разбойник - сын,
 и боюсь, как бы он не был писателем, так как во сне я все вижу 
писателей. Первый раз я во сне с самим Львом Николаевичем Толстым
 искал дроби, и нашли. Второй раз я во сне пил водку с Максимом Горьким
 и целовал его в щетинистую щеку. Боюсь, как бы писатель не родился...».
Валентин Никитич Вампилов, из записок жене

Читали ли вы когда-нибудь Вампилова? Слышали ли что-нибудь о нём? Знаю как минимум одного такого человека - Ксюшу. Оно и понятно: Александр Вампилов наш земляк, его в Иркутске очень любят и чтут. Если бы не его преждевременная смерть, любили бы во всей стране, я уверена в этом.

А, может, ничего зря не случатеся, и этому самородку надо было погибнуть тогда, когда в столице только-только начинали пробовать на вкус его пьесы. И ведь поставили же кое-что после его смерти. Пьесы человека, родившегося на задворках Приангарья, от отца, которого расстреяли.

А, может, если бы он не погиб, его талант сожрала бы советская цензура, ему пришлось бы идти на компромиссы, а если не идти, то пуститься в самиздат, как многие, кого "замалчивали".

Ведь не может же сын советского чиновника быть подлецом, советский милиционер не может не победить справедливость, советский гражданин не может плескаться в морях психологизма в лучших традициях мрачного Достоевского... Все его советские граждане, с советскими чертами, но внешними, а внутренне - совсем другие.

Приезжал прошлым летом в Иркутск МХАТ. Показывал иркутянам "Прошлым летом в Чулимске". Известные сериальные лица, чудесные декорации, настоящая вода на сцене, настоящий дым сигаретный, щекочущий нос. Но... не то, всё не то. Не понравилось иркутянам. "Там, в столицах" - ничего не поняли. Мне тоже не понравилось, наши ставят лучше. Наших я посмотрела уже после МХАТа.

А вы почитайте Вампилова, если не читали. Простой язык, сложные темы. Про любовь, про смыл жизни, человека, про смерть. Почитайте. Я перечитала, ужаснулсь, как пьесы, написанные почти полвека назад, в другой стране, в другом времени, могут быть настолько своими сейчас.

И я даже не могу выделить особо любимого: всё по душе - "И прошлым летом в Чулимске", и "Старший сын", и "Утиная охота", и "Прощание в июне", и другие... Все милы мне, окончившей тот же факультет, что и Вампилов, что и Распутин. Кто тоже родился на задворках Иркутской области.

 PS.

Всё-таки как сильно меняется восприятие литературного произведения с возрастом. 

9 комментариев:

  1. удивительное провидение отца....
    и захотелось перечитать. Помню, как мне в нашем Тюза спектакль по Вампилову понравился.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ксюш, да. Вообще у Вампилова оказались очен интеллигентные родители, учили детей в Кутуликской школе. Отец был бурят и математик, пишут, что был очень талантливой и незаурядной линостью. Мама тоже была математиком, а сын - вот, драматург)) Всё хочу съездить в Кутулик, побывать в доме Вампиловых, там теперь вроде музей.

      Мне кажется, что Вампилова периодически стоит перечитывать, хотя бы большие его пьесы. Читаюся легко, а смысл...

      Удалить
  2. Ух ты, я и не знала, что он (и Распутин тоже!) ваш с Ксюшей земляк, и даже с одного универа - супер! Мы проходили Вампилова в универе, читала "Старшего сына" и "Утиную охоту", а вот в театре ни разу на нём не была, а с каким бы удовольствием сходила! Кто-нибудь ещё из писателей с вашего края? В Ульяновске - Гончаров, в Самаре Алексей Толстой. Кстати, КАК мне нравился в школе Распутин, помню в "Пожаре", по-моему, прочитала и выписала себе цитату про то, что уезжать с места, где родился, всё равно, что запутывать нить своей жизни (что-то в этом духе, не помню дословно), а вон теперь куда умотала :)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Из известных, Маш, ещё брат Леонида Гайдая Александр, Марк Сергеев (ему принадлежат строчки "Любимый Иркутск - середина Земли"), Иосиф Уткин, Молчанов-Сибирский. Правда все они, в отличие от Вампилова и Распутина, родились не здесь, но росли в Иркутске и творческий путь начинали отсюда. Из современных - Иван Вырыпаев, он тут родился, рос, учился, театральное училище закончил.

      Иркутск - город культурный на самом деле) на его историю очень сильно повлияли декабристы, их в Иркутскую губернию многих сослали.

      Маш, сдается мне, что Распутин был в чём-то прав...

      Удалить
    2. Вырыпаев - личность известная, а вот остальных не знаю. Про декабристов тоже не слышала - интересный факт, не было бы счастья, как говорится:)) Распутин да, прав, но сколько в мире разных правд, у каждого будет своя. Читаю сейчас местного автора про первых НЗ поселенцев-золотоискателей, приехать чёрти-откуда вникуда - НЗ середины 19 века - глушь полная, топи да болота, а сейчас - цивилизация, а всё благодаря кому - тем самым что рискнули растянуть и протянуть своё ниточку тааак далеко:)) Кстати, одна из моих любимых современных писательниц-маори очень напоминает Распутина, те же ценности, рассуждения похожи - дом, семья, земля, корни, деревенская проза. Я даже их сравнивать хотела одно время, и научной руководительнице идея понравилась, но потом что-то передумала.

      Удалить
    3. Маш, вот видишь, как интересно получается: те, кто в Иркутской области родился, известны, те, кто нет знакомы в основном только сиирякам) Ну кроме Леонида Гайдая, но он же не писатель, но всё равно рос здесь. А ещё - ай-яй-яй мне - я забыла, что Евтушенко-то тоже из Иркутской области.

      Мне иногда кажется, то на таких писателях, как Распутин, Шукшин, и вот эта твоя маори, Земля держится.

      Удалить
  3. Прожила в Ваших краях чуть больше года. А читаю Ваш пост и надуваюсь гордостью. Запала в душу мне Иркутская земля, а особенно город Саянск.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Снегурка, а мне вот дико приятно, что вам за такой короткий срок мой край полюбился))) Я в Саянске бывала, но очень-очень давно, больше 10 лет назад. Тогда город оставил впечатление очень тихого, уютного и чистого места.

      Удалить
  4. Таким он запомнился и мне, а еще - концертными площадками во дворе; доброжелательными и готовыми поделиться последним соседями, и конечно тайгой, ... ну и странной нумерацией адреса: 1-61-8.

    ОтветитьУдалить