10.05.2014

Память рода

Я сегодня нашла своего прадеда.

Знаете, меня переполяют сильные эмоции, такие, что я толком подобрать слова не могу. Я никогда не знала его, его не знал мой дедушка. Зимой 41 мой дедушка родился, летом его отец ушёл на войну и в том же году пропал без вести.

И вот сегодня я нашла выписки из военного архива о нём. Это получилось практически случайно и совершенно безотносительно даты 9 мая. Просто мне на глаза попалась ссылка и всё.

Меня будто обухом по голове ударило. Мне так стыдно, что я раньше никогда не задумывалась о том, что надо попытаться найти о нём что-то. Тем более сейчас, когда секреты медленно, но верно теряют свои покровы. Это мой долг. Моя дань уважения моему самому близкому человеку, с потрей которого я не могу смириться до сих пор, спустя шесть лет.

Я тут сейчас всю клавиатуру слезами залью, потому просто дам ссылки. Вдруг кому-то это окажется нужным. Случайно. Как мне.

Банк данных ЦАМО.
База данных военнопленных.
Банк документов о награждениях.
База данных жертв политических репрессий.

Там - сухие цифры, факты. А за ними - целая жизнь. Я знаю теперь, что дальше - искать по крупицам, направлять запросы в архивы, военкоматы. Найти то письмо, в котором сообщалось, что мой прадед пропал без вести. Найти ещё хоть что-то.

7 комментариев:

  1. Алёна, спасибо, я тоже нашла обоих своих прадедушек и одного диминого. Двое убиты в самый первый год войны, один в возрасте 31 года, другой чуть постарше, без всяких наград и достижений. Просто тупо "убит"... в самом начале войны и жизни. Пушечное мясо. Другой прадед прошел войну, вернулся и отсидел 5 лет лагерей, снова вернулся и дожил до свадьбы мойх родителей. Одна награда. Пол жизни исковеркано. У меня противоречивые чувства, но доминирует скорее злость и обида, что можно так просто и бессмысленно коверкать жизни людей. Я понимаю конечно, что боролись за родину, за мир во всём мире и прочее. Но я не понимаю против кого боролись. Против немцев с точно такими же промытыми мозгами? Когда я думаю о второй мировой, у меня перед глазами две фигуры - Сталин и Гитлер, один другого не лучше, а за ними миллиарды обманутых несчастных маленьких людей неважно какой национальности, кому забили мозги высокопарными речами о родине, долге, патриотизме и вывели на скотобойню. Всё. Алёна, я надеюсь, я никого не обижаю своими словами. Это просто мои мысли, возможно я не права и чего-то не понимаю. Война - зло.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Маша, да всё ты верно говоришь. Любая война - зло. Любая война неприемлима. Любая война коверкает жизни любых людей в любой части света. В любой войне, затеянной верхами, обычным людям промывают мозги "высокопарными речами о родине, долге, патриотизме", делая из них пушечное мясо. Даже сейчас. Наверное, другого способа сделать войну нет. Это несправделиво, неправильно, негуманно, но это так.

      И Гитлер со Сталиным одного розлива, на руках обоих - кровь миллионов. Один, помешанный на своей бредовой идее, хотел погубить пол мира, другой, следуя своей прихоти, изничтожал собственный народ даже в мирное (насколько оно вообще могло быть мирным в СССР при Сталине) время. Вопросов и сомнений много, обиды и злости - тоже. По разным поводам. Ты ведь знаешь, я вообще очень болезненно отношусь к тому периоду истории.

      И 9 мая мне с каждым годом даётся всё тяжелей и тяжелей. Для меня это не праздник со слезами на глазах, это день памяти с музыкой к фильму "Список Шиндлера". Потому что не получается не думать о том, какой ценой далась эта победа.

      Но я задаю другой вопрос: за кого боролись? За свою Катьку, своих детей, свою родину - не ту конъюктурную, а ту, за которую болит всегда что-то между лопатками. Не "за Сталина, за Родину" (хотя такие ортодоксы тоже были - ну что ж всякий верит во что-то своё). Не имя Сталина из окопов поднимало, я думаю. Не было бы Сталина, КПСС, СССР - всё равно бы пошли. Были бы не фашисты (не забывая, что не все фашисты - немцы, не все немцы - фашисты, а Гитлер был вообще австриец), а кто-то другой - тоже пошли. И сейчас бы пошли. Потому что когда тебя уничтожают, ты защищаешься - это инстинкт.

      Мой прадед, кстати, как выяснилось был беспартийным. Жил почти что в тайге, в деревне, которой сейчас и нет уже. На войну ушёл в возрасте 30 лет через несколько месяцев после рождения моего дедушки, был мобилиован 23 июня 1941. Числится пропавшим без вести по одним данным с октября, по другим - с декабря 1941. Вот сегодня узнала, что ещё один мой прадед - двоюродный - погиб в 20 лет. Всего в 20 лет. Он и пожить-то тольком не успел. Тоже беспартийный и даже не комсомолец.

      Мы можем рассуждать, спрашивать, сомневаться - это наше право. Но можем ли мы понять, почему и зачем? С позиции сытой и относительно мирной жизни? Объективно - нет. Чтобы понять, надо самим оказаться в такой же ситуации - но не дай бог. Наша задача, задача всех в мире - чтить память павших, уважать выживших, и делать всё, чтобы никаких войн не было. Увы, у нас плохо получается.

      Я простыню накатала. Моя точка зрения совсем не спорит с твоей, она, наверное, просто её дополняет немного с другой стороны.

      Удалить
  2. мой прадед тоже погиб в первые месяцы войны. Моя семья в то время вообще на Украине жила. Прабабушка осталась с двумя детьми. Моей бабушке было 4 года, когда началась война. Она всё прекрасно помнит. И как немцы пришли в их дом и жили там. Помнит так же и то, что первый раз узнала, что такое масло именно в то время. Немцы откуда-то его доставали и постоянно намазывали им хлеб. И детям предлагали, а бабушка говорит, как ей это было всё противно даже в таком возрасте и она отказывалась наотрез. И до сих пор у неё на голове вмятина от шрама - бомба прилетела совсем рядом. И рассказы про жизнь после войны ничуть не радужнее. Пришлось вербоваться на Сахалин. Так они оказались на Дальнем Востоке.
    И слушая миллионы и миллионы историй я знаю одно - они не могли не пойти воевать. Обычные мужики, парнишки, женщины, девочки. Без образований и промытых мозгов (мои прабабушка и прадедушка даже читать не умели). Просто не могли не пойти и всё.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Конечно, не могли. Кто же спорит. Там уж не важно было, кто ты - интеллигент образованный в третьем поколении или крестьянин потомственный с тремя классами в лучшем случае, в бога верующий или атеист махровый и пр, и пр. И мы бы пошли. Обидно просто, что приходилось умирать и убивать.От этого ком в горле.

      Удалить
  3. Конечно, нужно различать войну человеческую и государственную. Когда к тебе в дом стучится война, тут хоть промыты мозги, хоть нет - это я погорячилась конечно. Людей очень жалко, без вопросов. Хотя с другой стороны, это ведь не стихийное бедствие, не природный катаклизм или нашествие инопланетян - сами же люди и вытворяют. Вот где замкнутый круг. Кого винить? Правителей, тиранов? Но ведь и выбрали, и поддежали те же люди, будь то с молчаливого согласия и безразличия или путём революций. И убивали, предовали, зверствовали тоже люди, и повторяли свои же ошибки из поколения в поколение. И до сих пор повторяем. Так и хочется закончить словами кого-то: человек - ошибка природы. Но не буду. Потому что и хорошее тоже есть.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Маш, согласна на все сто. Винить - всегда самих себя, самого себя лично, ответсвенность свою личную осознавать. Только ведь большинство этого не понимает. Иногда так и хочется каждого за грудки встряхнуть - кажется, что после этого мозги на место встанут. Правители, тираны - они ведь тоже обычные, самые обычные, из плоти и крови, люди. Не божества и не сверхчеловеки.

      Есть, кстати, статья очень хорошая, она стала лично для меня ещё одним пазликом в мозайке о том, как легко люди поддаются "промыванию мозгов" - и почему поддаются тоже: http://www.newtimes.ru/articles/detail/64032

      Удалить
    2. Алёна! Я когда тебе комментарий писала, эту самую статю вспоминала и хотела дать тебе ее почитать, но не сообразила, как найти. Отличная статья!

      Удалить