30.03.2014

Лёд Байкала

Недавно один умный дядечка-бизнесмен из Москвы, где все шииибко умные и знают, как жить Сибири и Дальнему Востоку, сказал, что потенциал Байкала слишком переоценён - мол-де иностранцу тут неинтересно, что Байкал - просто озеро, большое озеро и ничего больше. Вот на Алтае - красиво (с чем я не спорю), и там туризму развиваться самое место. Пока все возмущались, я думала: ну их нафиг, этих вех туристов, пусть поменьше сюда едут. Ещё раньше все возмущались, что теперь за посещение нацпарков и природных заповедников надо платить. Я же восприняла эту новость с воодушевлением - те, кто не дорожит, не попрутся у нас на другой конец города, чтобы заплатить эти несчастные 60р. Этот тот случай, когда русская привычка организоывать всё с суперНЕлогичностью мной воспринимается "на ура". И вообще: все ж хотят, чтоб в России было как в америках и европах, чо уж возмущаться-то, там это обычная практика. Ильф и Петров, вон, ещё в 30-х годах прошлого века в своей "Одноэтажной Америке" писали, что за посещение особо охраняемой природной территории доллар взимался. 

Это было довольно пространное лирическое отступление, но зато я высказалась о наболевшем) А теперь к делу.
Ещё в начале марта мы с коллегами начали подумывать перейти Байкал. Ледовые переходы очень в Ирутске популярны, особенно последнее время. Одна из нас совершала подобные вояжи уже неоднократно, две другие - ни разу. Но мне очень хотелось. Мы наметили наше маленькое путешествие на 23 марта. Я бы и 22 пошла, до того мне не хотелось праздновать традиционно день рождения Кирилла, но всё-таки решено было идти 23. Маршрут - чуть ли не самый популярный - от деревни Старая Ангасолка до города Слюдянка (который на самом деле больше посёлок, чем город) - около 13 км по льду.

Потому собрались мы рано утром  23 дня первого месяца календарной весны и отправились в путь. Хотя нет, начала случилось нечто из разряда вон - я вдруг решила, вообще без задней мысли, просто решила и всё - позвать с собой кириллкиного отца. Как оказалось позже, не зря - без него бы мне было бы довольно тяжко) Но что это было - я сама не поняла.

Знаете, отличительная черта детей - умение найти себе дело в любой ситуации. Вот и Кирилл, пока мы ждали главного помощника в нашем предприятии и опору, времени зря не терял.


До электрички мы добрались не без происшествий - мы на неё опаздывали, потому сразу заскочили в вагон. Как оказалось, теперь, если ты садишься безбилетным в электричку на станции, где можно оплатить проезд, ты должен потратить 30 рублей за оформление билета у кондуктора. Так наш главный попутчик лишился почти 100р. РЖД такие РЖД.

До нужной нам станции - Тёмная Падь - ехать было 3 часа. В ту сторону обычно направляется не очень много людей. Вагон был полупуст, почти также, как и во время нашего похода на Витязь. Кирилл тут нашёл себе друга, с которым и играл, и разговаривал, и кому гордо заявлял: "А мы и с мамой, и с папой идём в поход".

Чтобы добраться до Старой Ангасолки нужно пройти где-то час от Тёмной пади по лесу. Естественно, там есть протоптанная тропинка, заблудиться сложно, но чтобы спуститься в этот лес - это ж целое дело! Со станции вниз спускается крутая горка. Очень крутая горка. И недотявший снег. Хоть на санки садись и езжай - до первого дерева) В общем один спуск столько эмоций принёс, что после этого можно было ехать домой) Но это ещё не всё. Внизу, у подножия этой горы - настоящее ледовое поле. Летом, как мне рассказали, тут протекает небольшой ручеёк, а потом он выходит из берегов и замерзает - гляди только, чтобы не рухнуть.

К слову, первое, что удивило, когда мы вышли их электрички на Тёмной пади - это цветущая верба. В черте Иркутска, да вот даже на нашей даче, цветение ещё не началось, а тут - прямо кругом. Кстати, вы же знаете, что я фанат местных топонимов? На самом деле, Иркутская область - это бурятский (эвенкийский и тофаларский тоже) регион - практически все топонимы тут имеют корни именно в языках этих народностей. Вот Ангасолка, например, происходит от бурятского "онгосо" - лодка, судно. Сам посёлок расположен практически на берегу Байкала, потому всё логично. А Тёмная падь приобрела название от тюркского "туман", что значило "бесчисленно множество". Тюрсксий язык входит в алтайскую группу языков вместе с монгольскими, куда и относится бурятский. Падь же в географичкском смысле оказлась словом именно сибирской и дальневосточной принадлежности. Вот) Иркутск, например, тоже имеет бурято-монгольские корни. 

Вопрос у меня, кстати, чисто лингвистического интереса: сочетание "бурятский регион" и тому подобное не вызывает у вас никаких ассоциаций?
Если приглядеться, то можно увидеть вербные почки
Дошли мы в общем до Старой Ангасолки. Тут можно снять домик, вроде 300 р с человека за сутки, можно зайти в столовую - поесть их еды или перекусить своими бутерами, туалет тут деревянный, но вполне приличный, я бы даже сказала очень приличный. Раньше тут был музей Рериха с гостиным домом, говорят, уютный, но этой зимой он сгорел. 

Старая Ангасолка располагается на КБЖД. Шарыжылгай, где мы с Кириллом отдыхали в 2012 году с Фестивалем славянских языков, находится в нескольких километрах до неё. 
По дороге к Слюдянке тянется вереница людей - это вон те чёрные точки
Что это за образец современно-народного искусства, я так и не поняла)
Мы немного отдохнули, перекусили и пошли. Возле берега лёд на поверхности уже подтаял, тем более там, вероятно, стояли машины. Людей, как видите мноого. Тем более, что 22 и 23 марта тут проходил экологический переход школьников "Шаг в чистое будущее". Я вот терпеть не могу, когда вокруг много народу, но тут был не тот случай - где школьники, там и МЧС. Так на всякий случай - мало ли) Ледостав нынче рекордно поздний был, зима тёплая...

На берегу был какой-то концерт. Среди развлечений - катание на собачьих упряжках. В этом году такой вид отдыха почему-то стал вдруг мегапопулярным. 
А эта фотка была сделана исключительно ради голубого неба и самолётика)
Долго мы тут задерживаться не стали и отправились в путь. К сожалению, такого льда, как тут, мы не увидели, поскольку за пару недель до того Байкал завалило снегом. Но зато мы могли спокойно идти, не катаясь как коровы на льду как на коньках. Наш главный спутник рассказал мне, что, когда снега нет, этот лёд в действительсности невероятен, потому на протяжении всей дороги мы под снегом пытались его раскопать)

Кстати, про очки. Мне говорили, что их на Байкал надо взять всенепременно. А я вот терпеть не могу очки. Но купила и ... ни разу не надела. Что удивительно, на самом деле: небо ясное, солнце яркое, снег белый - должно было бы слепить необыкновенно. Но мне было нормально, я только не видела, что фотографирую) Вот о том, что я решила не надевать на себя пуховик, а на Кирилла - зимнюю одежду, не пожалела ни капельки. Жарило, будто летом.

Поначалу отыскать под снегом лёд не было никакой надежды, потому хотя бы на торосы поближе поглядеть подходили. Торосы - это нагромождние льдин из-за сжатия ледового покрова. А ещё лёд иногда расходится и образуются трещины - их мы тоже видели. Они были шириной где-то сантиметров в 10 и забиты снегом, вероятно, только на поверхности, а внизу - заледеневшие. Нити торосов виднелись по всей площади Байкала, какую может зацепить глаз.

Кирилл практически сразу залёг на дно на санки. Он очень быстро заснул - кислород сделал своё дело. Правда один раз он проснулся и потащил было санки обратно к Ангасолке) А ещё перед самой Слюдянкой проснулся, перевернулся на другой бок и снова погрузился в сон. Я всю дорогу недоумевала: как вообще можно в таком положении спать? Ну хотя бы продышался, а самое главное, после этой поездки у него прошёл насморк, мучивший почти неделю до этого. Природа, целительная сила..
"Куда меня изверги-родители тащуууть?"
Это снежный петух-панк: по левую сторону он похож на снеговика с ирокезом, по правую- на птицу)
Было ещё одно удивительное явление. Пока мы были у берега, поддувал прохладный ветер, несмотря на горы, которые должны были бы защищать. Мы думали, что где-то посередине задувать будет очень сильно. Я даже свои "уши" предусмотрительно надела (шапки-то ой как не люблю). Стоило же нам выйти на открытую местность, расположенную далеко от гор, ветра не стало. Было просто очень жарко, так, что все шапки поснимали.
Моё умиление раз...
Там какое-то поселение. Может быть, Култук
А это наша компания - "вид сзади". Мы, естественно, в арьергарде) Но в Слюдянку пришли в авангарде! Нас было около 10 человек, но на самом деле, шли в основном по отдельности. Мы втроем, коллега с мужем и коллега со своими друзьями, что, наверное, нормально. И вообще огромное количество людей, которые решили совершить переход в этот день, никак не мешало, потому что всё равно все шли разрозненно. Кучность начала ощущаться только ближе к берегу.

Отсюда уже видно, кстати, Слюдянку. К этому моменту мы прошли, кажется, только где-то треть пути.


Лёд таки нам обнаружить удалось! Местами снег сошёл, обнажив искуссное кружево ледяных трещин. Но послольку лучи солнца не проникали внутрь, казалось, что внутри всё черным-черно. "Рыбам отключили свет" - сказал кто-то из наших друзей.

А вот тут, кажется, пузырь воздуха во льду.

Это вид на берег, откуда мы ушли. Старую Ангасолку уже почти и не видно. А где-то там за горами по правую руку - Шарыжылгай.

То и дело тут встречаются такие вот сооружения (тёмненькое в левом нижнем углу). Это, кажется, нечто вроде "рыбацких палаток", где вроде можно переночевать в случае чего.

Там наверху виднеется белая большая точка - это тоннель. Помните, рассказывала про тоннели на КБЖД? Я даже поднапряглась и реанимировала те старые записигрохнув, правда, предварительно новый блог, но, хвала технологиям, восстановив его.

Всю дорогу я восхищалась этими заснеженными вершинами - пиками Хамар-Дабана. Я б туда залезла, чеснслово, если бы знала, что моя голова не взорвётся.
....моё умиление - два


Долго не могла понять, что это за полосы. Вероятней всего - вырубленный лес для ЛЭП

Вот мы уже и у Слюдянки. Слюдянку основали в 1899 году, городом она стала в 1939. Отсюда берёт начало Кругобайкальская железная дорога. Название, кстати, русское - это легко различить по внутренней форме слова: раньше здесь добывали слюду, месторождение которой было найдено в реке, протекавшей в черте тогда ещё острога. Затем тут обрнаружии нефрит и лазурит, последний добывали тоже. Теперь здесь добывают мрамор и цементное сьрье.

В городе три станции - Робозавод, Слюдянка-2 и Слюдянка-1. Мы пришли ко второй, именно отсюда начинается КБЖД. Добрались мы до вокзла за полтора часа до отправления нашей электрички. Вокзал, кстати, отделан полностью мрамором. Снаружи очень красивое здание. Внутри тоже ничего, не совок и процветает "бизьнессь": за посещение душа - 30р, туалета -13 р, за час отдыха на удобном диванчике, а не на твёрдых стульях - 18 р. Интересно, это всё законно? РЖД такие РЖД. 

Мы чудесно отдохнули и на лавочке возле вокзала. Прогулялись по перрону, посмотрели, что предлагают сувенирные киоски. Был один с интересными штуками. Омуля копченого, вяленого завались, но при всей моей любви к последнему, купить рыбы здесь я не рискнула. Названия вывесок, конечно, отличаются "ярым разнообразием": "Байкальский омулёк", "Байкальские сувениры", просто "Омулёк", ну и традиционные именные "Даниил" и "Катерина". Потом даже поднлись на мост, ведущий в город. Унылое зрелище. Абсолютный совок. Бараки и серость. Есть и дома каменные, но не высокие, максиму четыре, кажется, этажа. Хотя это и объяснимо - в Иркутске-то довольно высокий уровень сейсмоопасности, а тут - и подавно. По правую сторону виднелось что-то относительно красивое, современное, яркое, но это было здание РЖД, что не удивительно совсем. Интересно, как тут люди вообще живут, чем занимаются? Вот это впечатление слегка омрачило путешествие.

Смешной собак на нас поглядывал как-то подозрительно
Так мы скоротали время и отправились домой. Железная дорога, по которой ехали мы, постепенно поднималась вверх, открывая удивительные виды. И типовые посёлки окраины. Это, кажется, тоже Слюдянка, а, может, и Култук (от тюрского "угол, тупик")). Самое современное, яркой точкой отметившиееся здание - станция МЧС.
Издалека кажется, что это не снег на льду, а волны - просто погода ненастная, серая...

Время клонилось к вечеру. Уже смеркалось. И тут мы увидели, как вершины Хамар-Дабана озарились розовым прекрасным светом. Это на западе заходило солнце.

Потом за окном была такая темень, в вагоне, забитом людьми, - такой шум, что названия станций приходилось разглядывать в отражении соседа, а что объявляли - не услыхать. Встретилась одна станция, оправдывавшая своё название - "Огоньки" с круглыми  освещающими остановку и "вход" в посёлок фонарями. В Иркутск приехали уже в 11 вечера. 

На следующий год пойдём с ночевой: чтобы без санок и чтобы хоть весь день идти,а на электричку не опоздать))

13 комментариев:

  1. Алёна, какие вы молодцы, что выбрались! невероятное путешествие! красота такая, что дух захватывает. Я тоже проходила по этому маршрту, одно из самых ярких впечатлений в жизни)
    и какие же вы красивые все вместе) ну вот правда, заглядение просто) молодые красивые родители и чудо-сыночек) извини, если задеваю сокровенное, но вы правда классные такие втроем) и очень похожие)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ксюша, меня ещё поразила тишина. Вот если не разговаривать - просто такая оглушающая тишина после городского шума. Летом - звуки волн, а зимой просто тишина. Уши и мозги абсолютно отдыхают. Я вот именно тут поймала себя на мысли, что мои желания насчёт туристов продиктованы не только асолютным убеждением, что вся необходимая сопутствующая инфраструктура, которая нужна "для денег", погубит эту красоту, но и банальной ревностью) Не знаю даже, как это объяснить. Иностранцы же сюда приезжают и сейчас... не хочется, чтобы они тут были в промышленных масштабах)

      Ай, Ксюша, раз уж решилась на такое откровение впервые за четыре года ведения блогов, значит надо быть готовой ко всему) я просто, наверное, успокоилась, времени-то вон сколько прошло. А о похожести - многие так считают. Мы просто все тёмные)))

      Удалить
    2. Ксюша, а ты, кстати, по льду или по снегу ходила?)

      Удалить
  2. Мы тоже по снегу шли, и трещины я помню, и торосы... Наверное, тишиной я не успела насладиться, потому что у нас уж очень по-доброму болтливая компания попалась, с нами канадец был еще, ему все-все интересно было)
    прекрасно понимаю твою ревность, мне бы тоже не хотелось, чтобы на Байкал ездили толпы, но с другой стороны хочется, чтобы там была хоть минимальна инфраструктура, с мусорками и туалетами, чтобы само озеро и его природа не страдали.

    темные-то ладно, но вы просто правда как-то поразительно на одно лицо, выражение глаз)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ксюш, ну может быть))

      Туалеты, кстати, да, из было бы неплохо соорудить. На той же КБЖД, например. Мусорки, наверное, тоже нужны... но я, например, привыкла свой мусор забирать с собой, потому как-то даже в голову не пришло)

      Удалить
    2. Я свой мусор тоже всегда с собой забираю, но, нас таких ответственных, кажется,куда меньше, чем тех, кто не задумываясь бросит на землю. Увы... Каре до сих пор с ужасом вспоминает свалку на Ольхоне.

      Удалить
    3. Это печально, конечно. Когда я на Ольхоне была в послений раз, никаких свалок там ещё и в помине не было. Ольхон тогда только-только становился популярным, только-только там появились на МРС приличные туалеты, а на той стороны - кирпичный коттеджик. А до этого, я помню, стоял разваливашийся деревянный домишко... Говорят, к свалкам там ещё и местные руку приложили. Сейчас всяческие волонтёры это всё разгребают, не помню точно какое количество прошлым летом оттуда мусора вывезли, но что исчисление идёт в тоннах - это точно...

      Удалить
  3. Алёна, какая красота, как будто из сказки про Кая и Герду и снежную королеву, оленей не хватает. Ксюша права, вы втроём очень красивые и друг на друга похожи, а ты особенно красивая, не моё дело, но такой как ты непременно и обязательно на пути встретится хороший и достойный человек, жизнь интересная и непредсказуемая.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Маша, спасибо за такие приятные слова)) у тебя прямо пожелание получилось, а у меня как раз внезапно наступил День рождения))

      И да, он, человек этот, обязательно встретится тогда, когда я пойму, что мне это действительно необходимо)

      Удалить
    2. Ух ты как совпало, ну значит точно сбудется. С Днём Pождения, Алёна!

      Удалить
    3. Спасибо, Маша) сбудется, от меня никуда не денется)

      Удалить
  4. Алёна, прочитала всё в два захода. Подолгу рассматривала эту вашу потрясающую красоту. А солнце-то какое!!! Спасибо за рассказ. Мне прям захотелось так же как Кириллка - залечь на санки и катить куда глаза глядят )) поистине счастливое время. А у тебя день рождения, оказывается! Поздравляю!!! Ты на этих фотографиях такая счастливая и спокойная. Желаю тебе именно этого состояния - и внутреннего и внешнего.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Алён, я рада, что понравилось) Конечно, фотография никогда не передаст реального впечатления. А там гордо звучит не человек, а природа. Она там правит миром.

      Да уж) послдений жень первого весеннего месяца по календарю - мой день. Четверть века и все дела) спасибо) вот, кстати, да, спокойтвие это - парадокс парадоксальный. Появляется всякий раз.

      Удалить